Игра в законность: на оккупированных территориях Донбасса – разгул криминала
Боевик т.н. "ДНР". Фото: AFP
На оккупированных боевиками т.н. "ДНР" оказаться в подвале или в тюрьме может любой – как мирный житель, так и боевик. Необязательно быть в чем-то виноватым – за решетку попадают и просто строптивые владельцы имущества, приглянувшегося боевикам. Сайт Сегодня.ua узнал, как дончане живут при таком "разгуле законности", который творится в самопровозглашенной "ДНР".
Вместо тюрьмы – война
О том, что криминал и т.н. "ДНР", считай, одно и то же, было понятно еще в первые дни "русской весны" 2014 года. Многие жители Донецка с удивлением обнаруживали в рядах захватчиков зданий и боевых подразделений своих знакомых, соседей и даже родственников, которые в тот период должны были находиться в местах не столь отдаленных.
"На баррикадах возле ОГА встретил соседушку, который, вообще-то, еще лет пять должен быть сидеть. Третий срок у него, квартиры вскрывал и грабил. А тут, смотрю, ходит довольный, при оружии. Я сначала думал, что обознался. Так он сам ко мне подошел, поздоровался. Рассказал, что предложили им вступить в ряды "ополчения" взамен на досрочное освобождение, причем даже обещали судимости вообще поснимать. Так из их колонии человек десять побежало воевать, остальные сказали: "Сколько дали – столько и отсидим, все должно быть по закону". Смешно, конечно, такое от "зэков" слышать, про закон, но им вроде бы "старшие" так сказали сделать", – рассказал житель Донецка Андрей Сельчанинов.
Сейчас, чтобы пополнить свои изрядно поредевшие ряды "пушечного мяса" боевики вновь обращаются к заключенным. По информации управления разведки при Минобороны Украины, из-за боевых потерь и массового дезертирства командование 1 армейского корпуса ВС РФ пытается заманить на службу уголовников, отбывающих наказание. "С этой целью проводятся агитационные мероприятия в пенитенциарных заведениях Горловки, Тореза и Снежного. Заключенным предлагается полная амнистия с погашением судимостей и "подъемные" в размере 10 тысяч российских рублей. Оккупанты надеются отобрать около 300 человек для их дальнейшей подготовки и направления в передовых подразделений в районе Марьинки", – рассказали разведчики.
Фото: AFP
На неконтролируемой территории, по информации волонтеров и общественных активистов, в 30 исправительных учреждениях находятся около 20 тысяч заключенных. Желание пойти и умереть за боевиков т.н. "ДНР" проявляют далеко не все. Даже за амнистию.
В СИЗО сидят и "министры", и "ополченцы"
Тюрьмы есть, суды есть, уголовный кодекс, пусть даже почти полностью копирующий УК РФ, тоже есть. Существует даже коллегия адвокатов. Вся эта система, возможно, и работает, но никто не видел и не знает, где и как именно. Суды публикуют список рассматриваемых дел, в котором кроме номера дела и решения суда ничего нет. Впрочем, если заглянуть в раздел "Новости" на сайте "министерства внутренних дел ДНР", то можно узнать, что доблестные "полицейские" расследуют кражи из магазинов, хранение оружия, пьяные драки с поножовщиной, мошенничество с соцвыплатами и незаконным выловом рыбы. В сводках "МВД ДНР" нет и не будет расследования фактов "отжима" имущества, мародерства, убийств и задержаний мирных граждан, словно и нет этого в "молодой республике".
Как рассказал Сегодня.ua один из жителей Донецка, чей сын успел недолго поработать в городском следственном изоляторе, в тюрьму или СИЗО попадают по решению местного суда. Где и когда заседают эти суды, не всегда даже знают родственники осужденных.
"Для различных незаконных задержаний – всяких там украинских "шпионов" – есть отдельные "подвалы". Надо понимать, что специальные подобные помещения оборудованы на территориях, где базируются различные подразделения "ДНР". В том же здании СБУ есть свой изолятор, – рассказал Юрий. – В официальных тюрьмах тоже изображают законность. Подавляющее число "постояльцев" – те, кто подозреваются в убийствах, грабежах и иных преступлениях. Хотя, бывает, попадаются и "министры ДНР", и "ополченцы" – также не редкость, а вот различные якобы шпионы содержатся вовсе не в наших учреждениях. Ими занимается "МГБ ДНР" и содержат их в своих изоляторах".
В СИЗО №5 Донецка, как удалось узнать от бывших узников этого заведения, содержатся не только криминальные элементы. "Есть министры, есть бизнесмены, владельцы рынков – сидят, пока не "поумнеют" и цивилизованной не перепишут свое богатство на новых владельцев, – рассказал бывший заключенный Аркадий. –Могут зайти в камеру, ударить ногой в поясницу и выйти. И все молча. Могут долго начать лупить ногами. Меня особо не били, так… по мелочи… пару раз в ухо кулаком съездили да зуб выбили. А проштрафился я за то, что выскочил в ларек за сигаретами в пять минут двенадцатого ночи, в комендантский час. Думал, раз ларек работает, значит, можно. А там уже патруль поджидал. Предлагали мне за 5000 рублей откупиться, да откуда у меня такие деньги? Отсидел "административку" – 30 дней".
Удобное слово "шпион" может применяться применительно к любому неудобному человеку и по любому поводу. Критериев этой статьи "уголовного кодекса" масса, и под нее может подпасть даже ребенок. Особенно лютуют, если заподозрят "шпиона" украинского.
"В "полиции ДНР" началась "чистка рядов" (пока в нескольких районных отделениях), предполагается существенное "переформатирование кадров". Процесс инициировало руководство "МГБ ДНР", утверждая, что в рядах "правоохранителей" террористов существует значительная "засоренность проукраинским элементом", – сообщил на днях военный эксперт Дмитрий Тымчук. – В реальности идет смена "должностных лиц" из местных "полицейских", наладивших оборот наркотиков и поставку "живого товара" (проституток) в РФ (в основном – на Северный Кавказ) на "специалистов", прибывающих из России. Таким образом, под предлогом "чистки рядов" фактически осуществляется передел криминального рынка в "ДНР".
Боевик в "отжатой" квартире. Фото: Соцсети
Юристы: "Оккупированные части Донбасса – территория Украины"
Что делать тем, кто начал отбывать наказание еще при украинских властях, а закончил при т.н. "ДНР"? Как говорят юристы, всем освободившимся необходимо на территории Украины доказать правомочность своих действий. "Если осужденные не отбыли полный срок наказания, то им придется доотбывать его на территории, контролируемой Украиной. А если полный срок – то надо будет доказывать через суд, что наказание полностью отбыто, – рассказал Сегодня.ua президент адвокатской компании Игорь Чудовский. – И с теми документами, которые дает "ДНР", через суд на территории Украины доказывать, что они находились в местах лишения свободы. Ведь может быть и так, что осужденному выдали справку об освобождении, а на самом деле его отпустили и он воевал в рядах незаконных вооруженных формирований. Правоохранители должны проводить проверку, СБУ, разведка должны заниматься подобными случаями".
Эксперты говорят, что с юридической точки зрения оккупированные части Донбасса – территория Украины. "Изменений в уголовный и процессуальный кодекс не вносились и действия уголовного права там никто не приостанавливал. Следовательно, все преступления, подлежат расследованию", – отметил Чудовский.
В управлении Государственной пенитенциарной службы Украины в Донецкой области подчеркивают: если человек хочет, чтобы его освобождение имело законные основания, он должен прибыть на подконтрольную территорию и встать на учет в органах внутренних дел. "Есть несколько законодательных актов, приказов и межведомственных соглашений по этому поводу, – рассказал Сегодня.ua специалист по связям с общественностью ГПтСУ в Донецкой области Павел Краморов. – Мы можем подтвердить факт отбытия наказания, а суд выяснит, действительно ли человек освободился по закону или сбежал".
Адвокаты пояснили, что справка об освобождении, выданная "органами" т.н. "ДНР", принимается во внимание. "Человек обращается в любой украинский суд, о признании факта, что он отбыл наказание на территории "ДНР" и по не зависящим от него причинам не мог быть перевезен на территорию Украины. И в данном случае справка "ДНР" будет принята. В рамках международного права справки подобного рода принимаются. При таких конфликтах люди не должны ущемляться в правах, – говорит Игорь Чудовский. – Если осужденные сбежали из тюрьмы "ДНР" и сдались украинским правоохранителям, тогда суд должен принимать решение о дальнейшем отбытии наказания. Я считаю, что в данном случае украинский суд не может обвинять их в побеге. Они бежали от войны и незаконной власти – спасая свои жизни".
Рекомендовано к прочтению