Подробности дела на $7,5 млн: скрывающийся в Англии экс-глава "Укрспецэкспорта" уверяет – все заработал сам

Подробности дела на ,5 млн: скрывающийся в Англии экс-глава

Обвинения в завладении $7,5 млн более полутора лет назад были выдвинуты Главной военной прокуратурой бывшему руководителю госкомпании "Укрспецэкспорт". Еще в феврале прошлого года Героя Украины Сергея Бондарчука объявили во всеукраинский, а затем — и международный розыск. Ему инкриминируют отмывание госсредств в особо крупных размерах на международных контрактах по ремонту авиатехники. Сам же он, находясь в Великобритании, согласился ответить на вопросы "Сегодня". Вину отрицает, утверждая, что дело является политическим и заказным. Мы изучили обстоятельства скандальной истории.
ВЕРСИИ СЛЕДСТВИЯ. Бондарчук руководил "Укрспецэкспортом" во времена президентства Виктора Ющенко с марта 2005-го по июнь 2010 года. И, по мнению прокуратуры, сумел неплохо заработать на внешнеэкономических контрактах с зарубежными заказчиками — Минобороны Казахстана, частными компаниями Словакии, Джибути и других стран.
В одном из документов, как сообщили "Сегодня" в Главной военной прокуратуре, говорилось, что в 2005—2008 годах со счетов "Укрспецэкспорта" в пользу неких американской и британской компаний путем внесения заведомо ложных сведений было перечислено в общей сложности 7,5 млн долларов (точная цифра — $7 585 882,53) и 69 тысяч евро за консультационные и агентские услуги, которые на самом деле не оказывались. Речь, по версии следователей, шла о ремонте иностранных боевых самолетов Су-25, Л-39, военно-транспортных Ан-26, вертолетов Ми-8Т и Ми-17, а также двигателей и агрегатов к ним. В реализации контрактов были задействованы авиаремонтные предприятия по всей стране. И якобы на этих контрактах, а точнее — "на основании заведомо неправдивых актов о выполненных работах" Бондарчук "наварил" те самые 7 с лишним миллионов.
К моменту увольнения Бондарчука из "Укрспецэкспорта" на его личных счетах было $10 млн. Прокуратура увязала эту сумму с услугами контрагентам, которые, по ее версии, не оказывались, и предприняла жесткие репрессии.
Из ответа Главной военной прокуратуры на запрос "Сегодня": "…наложен арест на имущество подозреваемого: депозитный вклад на общую сумму 10 млн долларов США, жилые и нежилые помещения, объекты инфраструктуры, три дорогие автомобиля и лодку" (как разузнали СМИ, дорогие авто — это несколько Range Rover, купленных в сентябре 2010 года). Печерский суд удовлетворил просьбу прокуратуры и выдал разрешение на привод Бондарчука для избрания меры пресечения — содержания под стражей. Поскольку его в Украине не было, ходатайство о выдаче для привлечения к уголовной ответственности ушло в Великобританию, где Бондарчук находится и сейчас вместе с семьей. На действия украинской прокуратуры он отреагировал резким заявлением в соцсетях. Сообщив, что деньги и имущество, на которые наложен арест, не имеют криминального происхождения, заработаны честно, являясь доходом от продажи собственного бизнеса, а вся история якобы инспирирована украинской властью для его дискредитации.
Заинтересовались и экс-замами Бондарчука. Из ответа Главной военной прокуратуры: "26.02.2016 было сообщено о подозрении бывшему первому заместителю гендиректора ГК Коваленко А. В. по ч. 1 статьи 366 УК Украины. Он подозревается в том, что в 2005—2009 годах, действуя при подстрекательстве (в оригинале "за підмовництва". — Авт.) Бондарчука С. В., совершил служебный подлог дополнений к соглашению с компаниями США и Великобритании". Позже оказалось, что к уголовной ответственности привлекается не один, а два бывших заместителя Бондарчука, которые, по словам Матиоса, "дали обличающие экс-гендиректора показания".
"ВДОГОНКУ ЗА ПОЕЗДОМ...". Все это имеет значение. Непонятно другое: на протяжении полутора лет подвижек в деле Бондарчука не было. В ГПУ о нем молчали. Как стало известно "Сегодня", в Украину прилетали представители британских правоохранительных органов — удостовериться в обоснованности обвинений и отсутствии политической подоплеки преследования Бондарчука, на чем настаивали в Главной военной прокуратуре.
Анатолий Матиос подтвердил, что визит был, но уклонился от подробностей, сообщив лишь, что с розыска Бондарчук не снят. На вопрос, почему дело затянулось, главный военпрокурор сказал: "Ситуация сложная — прошло много времени, а незаконные финансовые операции совершались в офшорах. Кроме того, мы столкнулись с несовершенством украинского законодательства. Проверять текущую деятельность оборонно-промышленного комплекса, особенно подпадающую под сферу иностранной юрисдикции, военная прокуратура самостоятельно (без участия соответствующих органов других стран) не вправе. В оборонке остался только внутриведомственный контроль. Его эффект невысок. На практике расходование средств, выделенных на оборону и сектор безопасности, государством в полном объеме не контролируется. Только если кто-то напишет заявление о совершении преступления, мы обязаны вмешаться. И бесконечно долго бежать вдогонку за поездом, который уже набрал скорость и ушел довольно далеко"...

"ЕГО ГОТОВИЛИ ВТОРЫМ НОМЕРОМ В СБУ"
Василий НЕВОЛЯ, глава рабочего аппарата НЦБ Интерпола в Украине:
"Подтверждаю, что еще в прошлом году Сергей Бондарчук был объявлен в международный розыск по линии Интерпола. Но у британской стороны — своя позиция. Согласно ее законодательству, красная карточка Интерпола не является обязательным основанием для задержания человека, разыскиваемого другой страной. У нас есть соответствующий ответ британской стороны. Могут ли следователи ГПУ или Главной военной прокуратуры встретиться с Бондарчуком в Лондоне, например, посольстве Украины в Великобритании? Могут, слетать туда и пообщаться. Но это уже не наша компетенция".
Василий ВОВК, экс-начальник Главного следствен­ного управ­ления СБУ:
"Довольно часто я встречал Бондарчука в коридорах Службы безопасности, когда он был гендиректором "Укрспецэкспорта". У меня было несколько уголовных производств, но не по нему, а по гос­компании, которой он руководил. Честно говоря, до сих пор не совсем понимаю, что там произошло и где нашла коса на камень. Если не ошибаюсь, Бондарчука готовили на повышение. А потом вдруг переиграли. У нас ведь как? Найдут компромат и держат на крючке. В деле Бондарчука не все просто. Мое субъективное мнение — производство по нему было затеяно, чтобы устранить как конкурента".
NN, офицер действующего резерва, эксперт дочерней компании "Укр­спецэкспорта":
"Сергея Васильевича выдвигали первым зампредом СБУ — руководителем АТЦ. Он прошел все спецпроверки и готовился указ о его назначении... Но в итоге поставили туда другого человека, минуя, кстати, Валентина Наливайченко, который возглавлял Службу. А чтобы прижать Бондарчука, пригрозили уголовным делом. Тот решил, что его, Героя Украины, не тронут...".

В ИЗГНАНИИ: "ОБВИНЕНИЯ ПРОТИВ МЕНЯ СФАБРИКОВАНЫ"

Подробности дела на ,5 млн: скрывающийся в Англии экс-глава

Бывшие соратники и друзья. Валентин Наливайченко, Виктор Ющенко и Сергей Бондарчук. Фото: УНИАН
Выдвинутые прокуратурой обвинения бывший шеф "Укрспецэкспорта" считает беспочвенными и видит в своем деле исключительно политический подтекст, который проявился еще при прежней власти и получил развитие при нынешней
— Должность гендиректора "Укрспецэкспорта" я покинул в начале 2010 года, сразу после избрания президентом Виктора Януковича, и перешел в оппозицию к нему и членам его команды, — заявил нам Бондарчук. — Уголовное дело против меня было сфабриковано и сфальсифицировано ГПУ по указанию свыше. Я стал первым, на ком использовали принцип "Жить по-новому". Но это не имеет ничего общего с реальной борьбой с коррупцией. Задача в другом — организовать мою дискредитацию и преследование по политическим мотивам.
— Вам вменяют 7,5 млн долларов, якобы отмытых и присвоенных в результате неоказанных услуг по международным контрактам в бытность главой "Укрспецэкспорта". На вашем счету нашли $10 млн. Откуда такие суммы?
— Мной было вполне легально заработано не 7,5, а 12 млн долларов — от продажи активов собственной бизнес-структуры, которую приобрел еще в 2001 году. Эту сумму я вложил на собственный счет в "Брокбизнесбанке". Летом 2013 года, узнав, что его планируют перепродать человеку из окружения Януковича, перевел деньги в "Мисто-Банк", а затем пере­оформил счет на мать... Никаких криминальных следов сбережения не имели и не имеют. Но прокурорам и следователям очень хотелось раздуть крупный скандал и отрапортовать об аресте высокопоставленного в прошлом чиновника... Мол, за три года, изменив условия заключенных ранее контрактов на ремонт авиатехники и за счет услуг посредников, глава "Укрспецэкспорта" умудрился обогатиться на 7,5 млн долларов, фактически украв их у государства. Это было бы смешно, если б не было так грустно. У обывателя, по замыслу авторов сценария этого крутого боевика, должно было сложиться впечатление о тотальном разворовывании казны. Ну, и обо мне — как о главном злодее. Все обвинения сфальсифицированы.
— Расскажите подробнее о бизнес-структуре, которую продали. Как пришли в бизнес? На чем сделали капитал? Вам ведь тогда еще не было 30 лет, верно?
— Не моя задача — оправдываться. Пусть вину доказывает следствие. Презумпцию невиновности еще никто не отменял. Приводить название бизнес-структуры, разглашать другие подробности — значит, косвенно помогать Матиосу и Ко. Я этого делать не хочу, и адвокаты не советуют.
— Хорошо. Но чем зарабатываете на жизнь после ареста счета на $10 млн? Много ли отложили на черный день? Где живете в Лондоне?
— Деньги моей семьи задекларированы очень давно — от разных сделок и финансовых операций. С них уплачены все необходимые налоги. Эти средства также отражены во многих государственных документах (включая спецпроверку СБУ). И я, в отличие от некоторых прокурорских работников, предоставлю их в судах как в Украине, так и Великобритании. Семья живет в арендованном в Англии жилье на заранее заработанные средства.
— Когда вам вообще впервые предъявили обвинения? Причастны ли вы к каким-то нарушениям?
— И в январе 2015 года, когда прокуратура впервые обнародовала заявления обо мне, и сейчас категорически отрицаю причастность к тому, что мне хотят вменить. После инаугурации нового президента, в июне 2014-го, я вернулся на службу в подразделение "Альфа" СБУ обычным военнослужащим. И сразу несколько офицеров из центрального аппарата сообщили, что на них выходили следователи ГПУ с просьбой предоставить на меня компромат. Мне предъявили абсурдные обвинения, касающиеся 2004 года, когда я еще даже не работал в "Укрспецэкспорте". Больше говорить не хочется, так как буду подсказывать Матиосу и его подчиненным их ошибки... Мои британские адвокаты, побывав в Украине, получили документально заверенные показания людей, готовых свидетельствовать о заказном и политическом характере дела в суде Лондона. Имена участников и исполнителей преследования, надеюсь, будут оглашены там.
— Слышали, что вас готовили зампредом СБУ, и это назначение лоббировал Валентин Наливайченко. Могло ли расследование быть происками конкурентов?
— В феврале 2014 года руководство СБУ действительно подало исполняющему обязанности президента Турчинову представление о моем назначении первым замом председателя СБУ — руководителем Антитеррористического центра. 40 дней руководителя АТЦ, который, по закону, организует работу и руководит антитеррористической операцией, не назначали. Со мной пытались торговаться, предлагая другие должности. Но я отдавал отчет, что могу быть эффективен, могу быстро организовать необходимые мероприятия. Кроме военной подготовки, службы в СБУ, знал многих командиров подразделений и в этом ведомстве, и в Минобороны, ГУР, внешней разведке. Мы вместе учились, дружили, были знакомы много лет...
— Почему решили искать защиты у британских властей? Это была заранее заготовленная "площадка для отступления"?
— Семью отправил за границу еще в 2012 году, понимая, что власть Януковича не доживет до окончания законного юридического срока. Хотелось быть уверенным, что родные будут в безопасности.
— А вы как там оказались?
— Можно сказать, случайно. Через полгода после возвращения на службу меня направили от СБУ на учебу в академию Минобороны Великобритании. Там и застала новость о всеукраинском розыске. Хотя в СБУ и ГПУ прекрасно знали, где нахожусь. Как только закончился курс обучения, я попросил политическое убежище. Мы все еще в ожидании. В Великобритании это длительная процедура.
— Пытались ли с вами встретиться следователи ГПУ, например, в посольстве Украины в Лондоне? Готовы ли дать показания по видеоконференции?
— Для меня не существует сейчас настоящего следствия... Военная прокуратура почему-то интересуется жирными экономическими преступлениями, хотя ее сфера деятельности, мягко говоря, несколько иная… Поэтому буду сотрудничать только с новым украинским следствием, которое действительно захочет объективно разобраться не только в моем деле, но и в других, так как они во многом взаимосвязаны.
...Получить комментарии Анатолия Матиоса после заявлений Бондарчука нам не удалось. В Главке военпрокуратуры ответили, что следователь, который ведет дело, ушел в отпуск, а без него — никаких комментариев.
Позавчера появилось сообщение об экстрадиции из Великобритании некоего гражданина Украины, чью фамилию замгенпрокурора Евгений Енин не назвал. Но в телефонном разговоре для "Сегодня" он сообщил, что это первый случай экстрадиции британскими властями за последние 25 лет украинского гражданина, добавив, что это не Бондарчук. "Ранее существовали устойчивые стереотипы о том, что у нас ненадлежащие условия содержания подследственных, повальное нарушение их прав, теперь это представление меняется, и надеемся, оно коснется также других соотечественников за рубежом", — сказал Енин.

Полезная информация о парке "Зарядья" Прогноз на спорт для вас Как провести отдых удачно – узнай прогноз погоды и выбери лучшие дни Вулкан Делюкс казино — несокрушимые эмоции как в первый раз Лотору игровые автоматы

Лента новостей