Расстрелы Олега Калашникова и Олега Бузины — год спустя

Расстрелы Олега Калашникова и Олега Бузины — год спустя

Олег Калашников и Олесь Бузина.

Совершенные одно за другим, эти преступления заставили страну содрогнуться. Ровно год назад, 15 апреля, у двери своей квартиры многоэтажного дома в Киеве на Виноградаре был застрелен бывший нардеп, глава общественной организации "Общевоинский союз Украины" Олег Калашников. На следующий день киллеры подстерегли у подъезда дома на улице Дегтяревской известного писателя и журналиста Олеся Бузину. Шансов спастись, защититься у жертв не было. Их добивали контрольными...
Основные версии правоохранителей: умышленные убийства за профессиональную деятельность, а также совершенные из мести и на почве неприязненных личных отношений. Калашников и Бузина не раз были в центре конфликтов. Имели врагов. Не исключено, что общих тоже.
Незадолго до гибели домашние адреса и телефоны жертв появились на сайте "Миротворец" с пометками "сепаратист". Об угрозах говорили оба. Но и тот, и другой недооценивали степень опасности. Позже на сайте были выложены сообщения о якобы "успешном выполнении боевого задания" неким агентом 404. Это дало повод предполагать, что у преступлений могли быть одни исполнители и заказчики.
Два месяца спустя глава МВД Арсен Аваков заявил о задержании подозреваемых в убийстве Бузины — 25-летнего Дениса Полищука и 26-летнего Андрея Медведько. Аваков заверял, что следствию удалось установить, где, когда и у кого приобретался автомобиль, на котором те следили за Олесем и потом скрылись. Иномарку нашли, изъяв и другие вещдоки. Впрочем, оба отрицали вину. Она не доказана и сейчас. Усомнившись в выводах следствия, суд изменил им меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест. Исполнителей расправы над Калашниковым ищут до сих пор. Нет ни обвиняемых, ни подозреваемых.
ТОВАРИЩ ПОЛКОВНИК
Калашников Олег Иванович. Родился 6.11.1962 г. в Ровно. Нардеп от ПР (2006—2007). Закончил Киевское высшее общевойсковое командное училище. Полковник. В 2007-м с другими парламентариями обвинил ГУР Минобороны в подготовке к госперевороту. Утверждал, что военный спецназ планировал захват Кабмина, Верховной Рады, арест членов правительства и нардепов от коалиции нацединства, а снайпера уже были рассредоточены вдоль трассы, по которой ездят кортежи премьера и спикера. Военная прокуратура информацию не подтвердила. Годом ранее у Калашникова произошел конфликт со съемочной группой телеканала СТБ, снимавшей митинг ПР. Его депутатская карьера сошла на нет. Принимал участие в организации акций "Антимайдана".
ВДОВА: "НЕ МОГУ СЕБЕ ПРОСТИТЬ, ЧТО ТОГДА НЕ БЫЛА С НИМ"
Гражданская супруга Олега — о дне его гибели, пистолете, угрозах и предательстве
С Ольгой Соловьевой Олег Калашников прожил 19 лет. Она была не только его гражданской женой, но и самым близким другом, помощником, соратником.
— Думаю, что ситуация вокруг Олега обострилась после того, как активисты "Общевоинского союза Украины" вышли на акцию в честь Дня Советской армии и Военно-Морского Флота 23 февраля, которую он организовывал, — рассказывает Ольга. — О нем вдруг вспомнили. Посыпались угрозы. Перечитываю нашу переписку. Мы не придавали им особого значения. Олегу угрожали и раньше. Он считал, что его просто пытаются припугнуть, заставить уйти из политики, бросить свое детище — "Общевоинский союз".
— Кто возбуждал уголовное производство по факту умышленного убийства, и где сейчас дело?
— Сначала оно было в Подольском райуправлении. Потом его передали в Киевский главк. Нас вызывали в управление по борьбе с киберпреступностью. И в который раз спрашивали, угрожал ли кто-то Олегу. Я в сотый раз отвечала: да. В интернете, в соцсетях. Приходили сообщения...
— Следствие не формально вели — не для галочки?
— Не думаю, что формально. В мобильном телефоне Олега было около двух тысяч номеров. И практически всех, чьи номера там были, допросили. Кроме того, отследили всех владельцев мобилок, которые незадолго до и вскоре после убийства находились недалеко от места происшествия, проезжали, проходили мимо. Несколько недель подряд спецавтомобиль с антеннами дежурил у нашего дома, очевидно, пеленгуя и перехватывая телефонные разговоры. Так что следственно-оперативные действия были не для галочки. Последний раз меня допрашивали недели три-четыре назад. Но с другой стороны — нет результата. Никто не задержан, не арестован. Нет и подозреваемых. Преступление не раскрыто.
— У Олега при себе был пистолет — почему не воспользовался?
— Видимо, не хватило времени. Это был не боевой пистолет — травматик, переделанный под стрельбу резиновыми пулями. Зарегистрированный официально. Олег понимал, что когда-нибудь ствол пригодится. Но в тот вечер не успел дослать патрон в патронник.
— Олега один киллер поджидал?
— Думаю, двое. Стреляли из двух стволов. Из одного — семь выстрелов, из второго — два. Девятую гильзу оперативники долго не могли найти.
— Соседи что-то слышали?
— Слышали и сразу выбежали. Это я боялась выйти. А они выскочили...
— Почему вы боялись?
— Чужим дверь не открывала. Из предосторожности. Когда кто-то из детей приезжал, предупреждали по телефону: "Это мы..." Никто не ожидал, что на Олега нападут из-за угла. Возможно, предвидели, что побьют, руки-ноги переломают. Но представить, что вот так подло, исподтишка расстреляют — за его взгляды, позицию, конечно, было трудно.
— А зачем ему нужен был "Общевоинский союз Украины"?
— Благодаря этой организации он пришел в большую политику. В 1997 году Олег был делегатом XIV Фестиваля молодежи и студентов в Гаване, который проходил под девизом "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу". Создать "Общевоинский союз" его вдохновила именно эта поездка: на Кубе он понял, чем займется после увольнения из армии. И через эту организацию стал депутатом.
— Олега упрекали в том, что был слишком категоричен, чересчур резко проводил в жизнь линию этого "Союза", идеализируя советское прошлое, компартийные традиции, левые взгляды. Той же георгиевской ленточкой бравировал...
— Он таким убежденным человеком был по жизни. Бескомпромиссным, принципиальным. Называл вещи своими именами. Это не голая риторика. И не призывы: "Назад, в прошлое!" Это убеждения. По правде говоря, его и недруги за прямоту уважали. Камня за пазухой не носил. Но вот же поднялась у кого-то рука. Разве за левые взгляды убивают? А насчет георгиевской ленточки — не бравировал, а гордился. И тем, что первым пришел с ней в Верховную Раду. И что "Общевоинский союз" первым ее в Украине узаконил. С этой ленточкой я Олега и похоронила.
— О версиях. В соцсетях озвучивалась и экономическая составляющая, указывавшая на какие-то долги, затем начали муссировать тему ДТП с братом Олега...
— У Олега нет и никогда не было брата. У него есть старшая сестра, которая живет в Днепропетровске. ДТП, о котором писали, произошло еще в 2011 году. В нем действительно фигурировал человек по фамилии Калашников. Но Олег к нему не имел никакого отношения. Просто однофамильцы. Долгов у Олега не было. Я бы о них знала.
— Было ли нехорошее предчувствие накануне 15 апреля?
— Я много раз возвращалась мыслями к тому дню, и знаете, никакого предчувствия вспомнить не могу. Весь день расписала следователям по секундам, вплоть до передвижения — какими улицами ездили, где были, где останавливались...
— А откуда Олег возвращался в тот вечер?
— Он ездил в типографию, где печатался полиграфический заказ для "Союза" к 70-летию Великой Победы, утрясал технические детали. Я ждала его дома. До сих пор не могу себе простить, что не поехала тогда с ним. Почему-то кажется: будь рядом, с ним бы этого не случилось. А случилось бы, то и меня бы не было.
— Чего мы не знали о Калашникове?
— Думаю, о нем вообще мало кто знал. Был добрым, начитанным, любил кино, не пропускал ни одной премьеры. Нравилась фантастика, фильмы про войну. С ним было интересно. Он много знал.
— Однажды Олег сказал, что никого не предавал, а вот его предали. Что он имел в виду?
— Он считал, что в том скандале с тележурналистами, которых якобы избил, его сделали крайним. Он был ни при чем. И никого не бил. В одной из столичных газет об этом была большая публикация. Свыше сотни свидетелей опросили. И журналисты дали показания. Но из-за этого инцидента его дважды не включили в выборные списки — места не нашлось. Видимо, это он и имел в виду, говоря о предательстве.
— Почему, по-вашему, его сделали крайним?
— Считаю, в Олеге увидели сильного, волевого лидера с большим будущим. А кому такие нужны? И убрали с пути конкурента. Впору встречным вопросом задаться: зачем убрали Кушнарева?
— Вы ставите его в один ряд с Кушнаревым?
— Конечно.
— И Чечетова, Пеклушенко, Семенюк?
— Думаю, да.
— Убийство Бузины тоже из этого ряда?
— Мне кажется, такие совпадения случайными не бывают. А как на самом деле — трудно судить. Но даже то, что Олег и Олесь погибли с разницей всего в один день, за обоими следили и расстреливали практически в упор, на такие мысли наталкивает...
— Сегодня многие говорят, что в общем-то не было за что убивать ни Олега, ни Олеся...
— Допускаю, цель была одна — устрашение. Ее добились. Журналисты притихли. Кто-то срочно собрался и уехал на Запад, кто-то оказался в России.
— Может быть, выдавливали и Олега?
— Ему много раз предлагали уехать. Но он по своим убеждениям не собирался этого делать. Считал, что его место здесь. И нужен он Украине. И работать тоже должен тут. Многим помогал. С людьми всегда охотно встречался, не боялся общения, не уклонялся от неприятных вопросов. Многие приходили к нему за советом. Он никому не отказал, ни разу...
— Продолжаете работу "Общевоинского союза"?
— Да. Но, конечно, уже не так активно, как при нем. Провели в прошлом году акцию "Бессмертный полк" ко Дню Победы. И в этом году собираемся.
— Извините, вы так долго были вместе, у вас двое взрослых сыновей — почему не были расписаны?
— Мы вместе работали, вдвоем руководили организацией. Была б одна фамилия — нас бы не так поняли. Потому жили гражданским браком. Но это ничего не меняет. Мы очень любили друг друга. И продолжаем любить. Я и сейчас чувствую, что он со мной. Слышу его дыхание, ощущаю его тепло...
— Олега похоронили рядом с родителями. Он так хотел?
— У нас там было три места. И он всегда говорил, что будет между отцом и мамой. Когда приходили на кладбище, Олег как бы приобнимал их. Теперь там и его могила. К годовщине поставила ему памятник.
— Что на нем написано?
— "Честь имею. Служить, а не прислуживаться". Это его девиз. А его любимый слоган: "Послужим Отечеству вместе".
— Какое он Отечество подразумевал?
— Большое. Большое Отечество...
— Какие чувства вы испытываете сегодня, через год после трагедии? Жаждете ли мести? Или это уже не принципиально?
— Понимание того, что с каждым днем все меньше шансов раскрыть это преступление, надежды мне не прибавляет... За год не смогли ни заказчиков, ни даже исполнителей найти. Мне кажется, их давно нет в живых. И невестке как-то приснилось, что ей Олег говорит: мол, эти люди уже там, с ним... Хочется, чтобы Олега не забывали. Он много сделал в жизни и еще больше хотел... Не судьба...

Расстрелы Олега Калашникова и Олега Бузины — год спустя

Берковцы. Завещал похоронить между родителями.
АДВОКАТ: "ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ НА ПОЧЕРК СПЕЦСЛУЖБ — СТИЛИСТИКА ОДНА"
Экс-следователь ГПУ Сергей Войченко уверен: вина подозреваемых в убийстве бузины не доказана
— Кто и как бы ни относился к Бузине, его творчеству, в первую очередь это человек, у которого была семья, мама, друзья. Его смерть — страшная трагедия. Но правоохранительная система, вместо того чтобы бросить все силы на раскрытие преступления, решила использовать гибель Олеся для расправы с неугодными. Когда мы с адвокатом Александром Дульским в июне прошлого года взялись защищать Медведько и Полищука, я в Шевченковском суде Киева предположил, что, обвинив их в убийстве Бузины, власть начнет репрессии против добровольцев в Украине. Очень хотелось ошибиться. Но с тех пор прошло десять месяцев, и что мы видим? Убийство Бузины не раскрыто. Потом появилась граната у Верховной Рады. Потом развернулось наступление на все добровольческие батальоны... Тем, кому мешал Бузина, на мой взгляд, хорошо известны имена убийц. Но раскрывать их не станут. В чем была вина Бузины? Вся его риторика в сжатом виде прозвучала в последнем интервью 13 апреля, за несколько дней до трагедии: в Украине происходит что-то не то, не так, и не за это стоял Майдан. Бузина не боялся говорить об этом вслух...
— В каком статусе сейчас ваши подзащитные?
— Они подозреваемые. Сначала обоим была избрана мера пресечения — содержание под стражей. Нам удалось убедить суд в нецелесообразности их пребывания за решеткой. И его заменили круглосуточным домашним арестом с ношением электронного браслета. Через два месяца назначили уже не круглосуточный домашний арест. На сегодня у Медведько личное обязательство с ношением браслета, а у Полищука нет ни того, ни другого. Кое-кто, видимо, считал, что они убегут. Но оба даже не думали этого делать, готовы доказывать свою невиновность. Они отрицали и отрицают причастность к преступлению. Их пытались заставить взять вину на себя. Оперативники приносили книги Бузины и говорили: почитайте, что он писал! Признайтесь в том, что это сделали вы, и будете героями, прославитесь! Но Денис и Андрей никогда не читали Бузину, у них не было в отношении него никакого негатива...
— Кто убивал? Ваши версии?
— Мы неоднократно обнародовали фоторобот вероятного лица, причастного к этому убийству. Но он не фигурирует в разделе "Их разыскивает полиция". Его никто не думает искать. Мы не раз заявляли о причастности к убийству спецслужб. Оно чем-то сродни убийству Георгия Гонгадзе. Только в Бузину стреляли в упор, средь бела дня. Это почерк спецслужб. Каких? Когда-нибудь узнаем. Все они вышли из одного гнезда — КГБ СССР, украинские, российские, молдавские, белорусские... У них стилистика одна либо похожая. Кто именно исполнил, не знаю.
— Как адвокат в дело вступил экс-замгенпрокурора Ренат Кузьмин — что вы об этом думаете?
— У Кузьмина есть опыт раскрытия убийства Гонгадзе. При нем были задержаны некоторые фигуранты. Хотя вряд ли его опыт будет принят в деле Бузины. Скорее всего, преступление пока останется нераскрытым. Для всестороннего и объективного расследования нет политической воли. Возможно, узнаем правду уже при другой власти...
МВД: "ОДНО РАСКРЫТО, ПО ВТОРОМУ РАБОТАЕМ"
Мы попроси­ли прокоммен­ти­ровать ре­зуль­таты рассле­дования убийств Олега Калашникова и Олеся Бузины руководителя Департамента ком­муникаций МВД Украины Артема Шевченко.
"К сожалению, ничего нового сказать не могу, — сообщил Шевченко. — Наработан большой массив информации. Дело об убийстве Калашникова не раскрыто. Работа продолжается. Дело Бузины раскрыто. Суд изменил Медведько и Полищуку меру пресечения на несвязанную с содержанием под стражей. Поскольку Медведько был сотрудником милиции, прокуратура вела расследование совместно с Департаментом уголовного розыска МВД и города Киева".
ЭКС-ЗАМГЕНПРОКУРОРА: "ВОТ И ПЕРВОЕ ХОДАТАЙСТВО"
Вступление в дело Рената Кузьмина как адвоката вызвало некоторое удивление в правоохранительных органах, поскольку он сам находится под следствием и объявлен в розыск.
Мы обратились к нему с просьбой прокомментировать, как с учетом этого обстоятельства его адвокатская функция будет реализована на практике.
Кузьмин сообщил, что эта функция будет однозначно реализована, и уточнил, что в прокуратуру Киева внесено первое ходатайство о проведении всех следственных действий с его обязательным участием.
"А дальше все увидите", — загадочно закончил свое сообщение в ФБ Ренат Равельевич.
ЧЕЛОВЕК-НЕРВ
Бузина Олесь Алексеевич. Родился 13.07.1969 в Киеве. Писатель, журналист, телеведущий. Окончил филфак КГУ имени Тараса Шевченко по специальности "Преподаватель русского языка и литературы". Работал журналистом, в том числе в газете "Сегодня". Автор многих книг. Самой нашумевшей стала "Вурдалак Тарас Шевченко". Подвергся физическому нападению. На презентации книги "Верните женщинам гаремы" активистка движения Femen запустила в автора тортом якобы за его пассажи о представительницах прекрасного пола. В прямом эфире популярного ток-шоу Олесь повздорил с художником Сергеем Поярковым. Обмен едкими колкостями перерос в драку. Дважды был кандидатом в народные депутаты и оба раза неудачно.
ВДОВА: "У НАС ВСЕГДА ТРИ ЧАШКИ НА СТОЛЕ..."
Наталья Бузина — об Олесе, его друзьях и новой книге
Согласилась ответить на несколько вопросов "Сегодня" и Наталья Бузина. Отвечала неторопливо, словно взвешивая каждое слово.
— Чем этот год был для вас, Наташа?
— Испытанием.
— Кем был для вас Олесь?
— Мы познакомились с ним в 1993 году, когда работали в "Киевских Ведомостях". Он очень красиво за мной ухаживал. И уже на втором свидании сделал предложение... Мы всю совместную жизнь, больше 20 лет, были одной маленькой дружной творческой командой. И супругами, конечно, но в первую очередь товарищами, которые понимали, уравновешивали, дополняли друг друга. Олесь сочетал в себе очень тонкого, чуткого человека, что свойственно творческим людям, и одновременно — сильного, волевого мужчину. Это был он — в двух таких проявлениях. И когда вел себя достаточно жестко, эпатажно — это тоже был Олесь. Он был разный...
— Вы признаны потерпевшей по делу. Известно ли вам, что сделало следствие за год?
— Следствие продолжается... Только уже не милицией и не полицией, а Генеральной прокуратурой. Как мне объяснили, один из подозреваемых — в прошлом сотрудник МВД, боец добровольческого батальона, и в связи с этим дело передали в ГПУ. О следователях сегодня говорят разное. Но у меня сложилось впечатление о них, как о людях серьезных и профессиональных.
— Мемориальную доску в честь Олеся на доме, где вы живете теперь уже сами, без него, срывали...
— Ее и сейчас нет. Сорвали второй раз. Только кусок монтажной пены висит.
— Недавно у мамы Олеся появился адвокат — бывший первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин.
— Валентина Павловна давно обдумывала это решение. У нее, как и у меня, нет ни юридического образования, ни достаточных правовых знаний. У нас на первых порах был адвокат. Но он занимался в основном оформлением документов, бюрократической стороной вопроса. У него была иная специализация — не криминалистика. Надеемся, Ренат Кузьмин сможет оказать квалифицированную адвокатскую помощь в деле об убийстве Олеся.
— Олеся нет, а сайт его живет, обновляется. Вы его ведете?
— Нет. Сайтом занимаются волонтеры. Почитатели творчества Олеся. Хорошие, талантливые люди. Когда-то муж помог в трудной ситуации одному человеку. Сейчас уже тот помогает Олесю — когда его нет...
— Вышла книга Олеся "Моя философия"...
— Идея этой книги принадлежала Олесю. Туда должны были войти некоторые расширенные главы из других его произведений. Но выхода этой книги Олесь не дождался. Ее выпустило издательство "Арий", где и другие книги Олеся выходили. Фото для обложки выбрала наша дочь Маша. А снимал его фотограф Валерий Керекеш. По-моему, еще в 1996 году.
— Маша хотела стать журналистом — получилось?
— Она продолжает учиться. Но об окончательном выборе профессии говорить еще рано.
— А вы работаете?
— Да, литредактором на информационном портале.
— Вам снится Олесь?
— Когда-то из Стамбула он привез медную турочку ручной работы. И вот с этой турочкой сразу после трагедии приснился. Она была пустая. И я поняла, что он хочет кофе. Каждый день мы начинали с чашечки зеленого чая. Мы пили чай с медом. А потом немножко кофе.
— Как вы расшифровали этот сон? Что он означал?
— Я плохо разбираюсь в снах. Для себя поняла это так, что Олесь просит заварить кофе и хочет пить его вместе с нами.
— Продолжаете традицию?
— У нас всегда три чашки на столе...

Расстрелы Олега Калашникова и Олега Бузины — год спустя

Романтик. Предложение сделал на втором свидании.

Насос гидроусилителя руля от надежного дилера Композиция-осень: как выбрать и заказать доставку Пять лучших игр для Xbox One С чего начать продвижение приложений? Техническая диагностика резервуаров для нефтепродуктов

Лента новостей