Первые после главных
Как наиболее сильные соперники вновь избранных губернаторов распорядятся своим политическим капиталом
Предвыборные листовки на информационном щите в одном из сел в Республике Алтай
Главный соперник одержавшего победу на выборах главы Республики Алтай Александра Бердникова Владимир Петров намерен изменить принципы формирования республиканского правительства и делегировать в него своих сторонников. А ближайший конкурент избранного главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова Эрнст Березкин создает общественное движение и собирается продолжить борьбу за пост главы Якутии. По мнению экспертов, руководителям этих регионов придется считаться со своими оппонентами, которым удалось заручиться поддержкой значительной части избирателей.
Основными «возмутителями спокойствия» на сентябрьских губернаторских выборах председатель правления близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин назвал кандидата на пост главы Якутии Эрнста Березкина и кандидата на пост главы Горного Алтая Владимира Петрова. Они, по словам Костина, смогли навязать конкурентный сценарий временно исполняющим обязанности руководителей этих регионов и провели достойные кампании.
По итогам выборов их результаты оказались лучшими среди кандидатов, альтернативных врио губернаторов. Бывший председатель регионального правительства 72-летний Владимир Петров, выдвинувшийся от партии «Гражданская сила», набрал 36,44 голосов, тогда как врио главы республики единоросс Александр Бердников, идущий уже на третий срок, — 50,63 процента и чуть было не вышел во второй тур. За выдвинутого «Гражданской платформой» 43-летнего Эрнста Березкина — бывшего министра финансов Якутии и бывшего первого вице-президента по финансам и экономике компании «Алроса» — проголосовали 29,49 процента избирателей. Его соперник от партии власти — врио главы Якутии Егор Борисов набрал 58,79 процента. Все прочие конкуренты далеко позади: Виктор Губарев — 5,31 процента, Владимир Максимов — 1,34 процента, Гаврил Парахин — 3,19 процента.
«Избранным главам субъектов, безусловно, придется считаться с позицией тех групп населения, которые отдали голоса их ближайшим соперникам, — отмечает председатель совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП) Игорь Борисов. — Чтобы понять запросы этой части общества — протестного электората, выразившего им недоверие, — понадобится выстраивать отношения с политиками, продемонстрировавшим по итогам выборов то, что они обладают значительной поддержкой в регионе».
Владимир Петров подает документы для выдвижения на пост главы Республики Алтай
«За меня голосовало в основном коренное население Алтая. Конечно, теперь я обязан представлять интересы своих избирателей», — говорит Владимир Петров, сам представитель алтайского народа. Он родился в селе Ябоган Усть-Канского района Горно-Алтайской автономной области. Руководитель центра региональных исследований ФоРГО Виталий Иванов отмечает, что преимущество Петрова как раз в его прирожденной встроенности в местную элиту.
По словам Петрова, он будет добиваться от избранного главы республики Александра Бердникова прежде всего изменения принципов кадровой политики. Так, новое республиканское правительство, по мнению Петрова, должно стать коалиционным, то есть сформированным не по партийному, а по профессиональному признаку.
«У нас "Единая Россия" получила квалифицированное большинство в Эл Курултае (парламенте), и есть опасность, что правительство вновь сформируется из однопартийцев, — рассказывает Петров. — Практика показала, что это "болото", которое ничего не делает, а только заглядывает друг другу в рот и решает не проблемы населения, а, в основном, проблемы власти».
Столь нелестная оценка, судя по всему, небезосновательна. Летом 2014 года глава Счетной палаты Татьяна Голикова назвала республику в числе регионов-должников, допускающих неэффективное расходование бюджетных средств. Из отчета Голиковой следовало, что власти республик Алтай, Тыва, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Камчатского края за период 2011-2013 годов продемонстрировали свою полную неэффективность.
На вопрос, рассматривает ли он для себя возможность вернуться в республиканское правительство, Петров отвечает, что, скорее всего, не сможет работать в команде Бердникова из-за противоречий во взглядах. Вместо этого он попытается провести в правительство своих сторонников — свежие молодые кадры: они «более гибкие и будут добиваться вывода региона из состояния экономического застоя». Сам Петров планирует продолжить руководить созданной им общественной организацией «За республику», выступающей против объединения Горного Алтая и Алтайского края.
Александр Бердников
Петров считает, что региональное правительство следует формировать только из местных кадров. Также лидер движения «За республику» выступает за то, чтобы на федеральном уровне регион представляли коренные жители Алтая. Например, его устраивает кандидатура замруководителя Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю Владимира Полетаева, которого Бердников предложил в своей тройке сенаторов.
Основной соперник Бердникова призывает скорректировать политику в агропромышленном комплексе. По его словам, жителям сельских территорий, занятым преимущественно в агропромышленном комплексе, приходится продавать посредникам мясо и молочную продукцию за полцены. «Ситуация изменится, если государство окажет им поддержку в реализации продукции», — отмечает Петров.
Стоит отметить, что в Республике Алтай избирательная кампания с самого начала сопровождалась скандалами, несмотря на строгие требования Кремля проводить выборы «открыто, честно, легитимно». В июне оппозиционные кандидаты написали письмо президенту России Владимиру Путину и главе ЦИК Владимиру Чурову с жалобами на Бердникова, который, по их словам, мешал им в регистрации. Скандалы продолжаются и сейчас. Штаб Владимира Петрова назвал выборы «самыми грязными в истории республики» и заявил, что готовит иск в суд с требованием отмены результатов голосования. По мнению Петрова, своей победой Бердников обязан многочисленным нарушениям. «Досрочно в республике проголосовали около 3 тысяч человек. Это, казалось бы, немного, но стоит учитывать, что от второго тура Бердникова спасли чуть более 500 голосов», — поясняет Петров. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов называет легитимность Бердникова «хромающей».
Недавно покинувший пост руководителя регионального отделения «Гражданской силы» коренной житель Алтая Владимир Карант вспоминает, как был удивлен, когда в декабре 2005 года президент России Владимир Путин внес кандидатуру Бердникова на рассмотрение Эл Курултая для наделения его полномочиями главы республики. «Бердников в 90-х служил в милиции и возглавлял Министерство внутренних дел Алтая, а народ выходцев из милиции не очень любит», — говорит Карант. До назначения Путиным Бердников выборы проигрывал. Например, в 2002 году он набрал всего около 10 процентов, заняв шестое место по итогам голосования. «Бердников не плохой и не хороший, — подчеркивает Карант. — Он проводник политики федерального центра и в принципе не может играть по собственным правилам, потому что регион высокодотационный — деньги федерации составляют порядка 70 процентов республиканского бюджета».
«В советское время у нас были фабрики союзного значения, например, ткацкие и трикотажные, — рассказывает Карант. — Работали крупные заводы, молочные предприятия, республика славилась производством козьего пуха и бараньих шкур. А теперь ничего нет: промышленность нулевая, сельское хозяйство еле дышит, единственное, что выручает — туризм и торговля. С работой плохо? Не то слово! Молодежь, окончив университеты, бежит в продавцы, карьерный рост нулевой. Можно, конечно, идти в огород, выращивать и продавать. Алтай иногда называют "банановой республикой", но и бананы у нас, к сожалению, не растут — они привозные». Тем не менее, говорит Карант, жизнь в регионе за последние годы улучшилась. Напоминавший раньше большую деревню Горно-Алтайск (административный центр и единственный город республики) стал похож на город. «Появляются дороги, к нам стали летать самолеты. Думаю, что в этом заслуга Путина, "поприжавшего" губернаторов»
Эрнст Березкин
1/2
По словам главы ФоРГО Константина Костина, Эрнст Березкин после выборов стал вторым по значимости политиком в Якутии.
«Успехом данный результат лично я не считаю, — отмечает политик, за которого проголосовала минимум треть избирателей региона. — В равных условиях и без большого числа "внезапно" досрочно проголосовавших людей второй тур должен был быть». Березкин не оставляет намерения бороться за пост главы республики на следующих выборах. «Мои политические планы не изменились», — заявил он «Ленте.ру». По словам Березкина, в настоящее время он вернулся к своей работе заместителя начальника управления федеральной автодороги «Вилюй».
Чтобы сохранить команду сторонников, бывший министр финансов республики принял решение создать общественное движение для реализации основных идей и тезисов своей предвыборной программы. Акцент, по его словам, будет сделан на трех основных направлениях: реформы в сельском хозяйстве, экологических проблемах, развитии промышленности и освоении природных ресурсов с учетом интересов жителей республики. Одним из основных учредителей этого движения станет региональное отделение «Гражданской платформы». «В республике власть надо обновлять — к руководству отраслями должны прийти профессиональные и авторитетные люди, — говорит Березкин. — Реально, а не мнимо нужно усиливать и парламентский, и общественный контроль, обеспечить редакционную свободу всех средств массовой информации».
Егор Борисов
У Эрнста Березкина, как и у Владимира Петрова, сохраняются претензии к официальным итогам выборов. По словам Березкина, кампанию он вел в условиях «жесточайшего административного давления» на избирателей. «Отчасти поэтому в большом городе Якутске, где всех не проконтролируешь, у меня высокий процент поддержки, — рассказывает он. — В сельских районах, в деревнях, где все зависят от работодателя — бюджета, крайне трудно людям высказывать свою точку зрения. Чем сильнее работала наша команда, тем больше чувствовалось сопротивление власти. Вслед за мной или за моими доверенными лицами по всей республике спешно выезжали бригады из министров, депутатов, глав районов, городов и поселений, которые занимались неприкрытой агитацией и подкупом избирателей. На членов моей команды постоянно оказывали давление: им и их родственникам угрожали увольнением с работы».
Березкин обращает внимание на то, что большая часть избирателей — 47 процентов жителей республики — не пришла на выборы. Он считает, что среди них много людей, которые не просто аполитичны, но и крайне негативно оценивают работу исполнительной власти.
Дина Ушакова
Рекомендовано к прочтению