11.02.2014 2:14

Репортаж из режимного объекта «Сочи-2014»

Репортаж из режимного объекта «Сочи-2014» Фото: EPA

Весь первый день на Олимпийских играх в Сочи корреспонденты РБК провели в поисках ответа на главный неспортивный вопрос Олимпиады: как работает транспорт и функционирует служба безопасности? Ответ положительный. Все системы в столице зимних Игр действуют как часы.

Едва ли не главным плюсом Заявочной книги города-кандидата Сочи была компактность расположения олимпийских объектов. Глава МОК Томас Бах накануне открытия поражался тому, что в прибрежном кластере от одной арены до другой можно добраться пешком максимум за десять минут. Решив расположить центральный стадион, хоккейную арену, дворцы фигурного катания, керлинга и конькобежного спорта на одной площади, организаторы решили целый ворох логистических проблем. Но даже при столь близком расположении арен между ними курсируют «шаттлы» для журналистов, которые останавливаются прямо напротив входа в пресс-центр.

Такого плотного интервала движения автобусов, как в сочинском Олимпийском парке, нет даже в Москве в час пик: из микрорайона медиаотелей, в котором проживает бригада РБК, до главного пресс-центра они ездят каждые 10—15 минут. Кажется, в столицу зимних Игр согнали транспорт со всей России, здесь и эмблемы «Мосгортранса», и автобусных парков Казани. На последних даже водители из столицы Татарстана. Они как никто знают, что такое работа на крупном спортивном соревновании: в 2013 году в Казани прошла Универсиада. «Там порядка было побольше, — отмечает шофер, везущий меня в полупустом автобусе из аэропорта в Олимпийский парк. — Знакомиться с сочинскими маршрутами мы начали еще до Нового года, но время прибытия сделали слишком жесткое, опаздываем к месту назначения минут на пять». Но все это мелочи, если вспомнить, что на прошлой Белой олимпиаде в Ванкувере журналистам приходилось добираться из города в горный Уистлер по 3,5—4 часа!

Запутаться в россыпи олимпийских автобусных маршрутов невозможно. На каждой остановке помимо табличек с указанием конечного пункта дежурят волонтеры. Их в Сочи целая орда, даром что Россия людскими ресурсами не обделена. На каждого журналиста приходится по три-четыре человека в цветастых куртках с ярлычком volunteer на груди.

В общем, идеальная альтернатива местным таксистам. Мало того что они берут по 400—500 руб. за расстояние, которое можно преодолеть пешком за четверть часа. Пары минут в пропахших бензином «жигулях» хватает, чтобы проникнуться всем шармом частного извоза а-ля Сочи. Они безбожно опаздывают на вызовы и даже и не думают притормаживать перед лежачими полицейскими. Налетая на скорости под 80 км/ч на очередной бордюр, они изрекают лишь задорное «ухх!» и дальше продолжают испытывать подвеску на прочность.

Чтобы оценить, насколько изменился Большой Сочи, достаточно прокатиться на местной электричке «Ласточка». Комфортабельный «сименсовский» новодел (в вагонах стоят отметки «сентябрь 2013») даст фору столичному аэроэкспрессу в плане комфорта, но серьезно уступает ему в скорости. Но 45 минут, за которые можно доехать от Олимпийского парка до сочинского вокзала, вполне терпимы, особенно если учесть, что на время Игр РЖД сделали проезд бесплатным абсолютно для всех.

Но вместо очередей в билетные кассы приходится томиться в ожидании у КПП. Досмотр на железнодорожном вокзале абсолютно идентичен тому, что проходишь в аэропорту. Те же ленты сканирования багажа, просьбы снять ремень и личный досмотр. То же самое происходит при выходе в Олимпийский парк. Любопытно, что разделение идет по половому признаку. Сержант полиции в тысячный раз за день, словно заевшая пластинка, повторяет одну и ту же фразу: «Мужчины — налево, женщины — направо». Представителей сильного пола досматривают подкаченные охранники, девушек — дамы в форме. Удивительно, что не наоборот — все остались бы довольны.

И лишь когда «Ласточка» вылетает на побережье, до конца осознаешь, сколь суровы в Сочи меры безопасности. Вдоль всего побережья здесь выстроились боевые корабли Черноморского флота, а у самого пляжа патруль несут катера береговой охраны. Последний редут — охранники, которые стоят у железнодорожного полотна через каждые полкилометра, а особенно усиленные наряды — под мостами и переездами. Но что такое максимальные меры безопасности, корреспондент РБК узнал только на обратном пути в Олимпийский парк. В каждом тамбуре обычной пригородной электрички все время находились по два полицейских!

Сам Сочи, находящийся в отдалении от спортивных баталий, практически не напоминает режимный олимпийский объект, а морской порт больше напоминает пристань в Монте-Карло во время Гран-при Монако. На солнце переливаются белоснежные корпуса яхт, в отдалении виднеется парусный фрегат «Крузенштерн», а горизонт заслоняют три гигантских лайнера. «Специально для них насыпали дополнительные стоянки, — говорит охранник порта. — Это не пассажирские лайнеры, а гостиницы. Самая дешевая каюта внизу без окон стоит полторы тысячи в сутки. Но есть номера люкс по четверть миллиона рублей в неделю». Пока Сочи получает твердую четверку за безопасность и транспорт. Высший балл Олимпиада заслужит лишь в том случае, если столь высокую планку будет держать до конца Игр.

Ресторанно-гостиничный комплекс под Киевом Обучение за границей для украинцев Отличный фитнес клуб для всех возрастов Покупка кухонного гарнитура по самым низким ценам Картины по номерам: творчество и релаксация

Лента новостей