02.03.2007 0:33

ФОРМУЛА-1. Может быть, Росс вернется в Формулу-1 руководителем команды?

Неподалеку от южного острова Новой Зеландии появился айсберг столь крупный, какого местные жители не видели уже более трех четвертей века. При чем тут Новая Зеландия? Дело в том, что именно там в марте будет Росс Браун, когда весь мир Формулы-1 соберется в Мельбурне.

После десяти лет борьбы с давлением роли главного технического ядра Ferrari Росс взял отпуск и путешествует по свету со своей женой Джин, позволяя себе делать то, на что раньше Формула-1 просто не оставляла времени. И было бы интересно, если бы в какой-то момент Росс вышел на берег и увидел этот айсберг, своего рода олицетворение команды Ferrari, которой он принадлежал. Мы видели ее удивительные результаты, но за ними кроется куда больше, чем может показаться.

Золотой век Ferrari имел два основополагающих фактора: несомненную скорость Шумахера и постоянные усилия команды в создании машин-победительниц. Браун очень хорошо понимал необходимость второго фактора, и он был его архитектором.

Чтобы понять Росса Брауна и представить себе, насколько глубоко от наших глаз уходил этот айсберг, надо осознать, что для него, Шумахера и всей команды “отдать инициативу соперникам, всего чуть-чуть ослабить усилия – а мы знали, что другие иногда это делают – это расстраивало всех. Здорово было быть частью этой команды, группы, в которой мы все отдавали всё гонкам.”

Постоянная работа на таком уровне изматывает, и теперь настал черед отдыха. Но эта работа оказалась очень эффективной, и она была бы не менее эффективной в любом другом виде спорта или отдыха.

Оглянитесь на последние шесть сезонов. Вспомните то, в чем была основная слабость McLaren, Honda или Williams – будучи на гребне волны в одну минуту они скатывались вниз к следующей. И даже когда они были сильны, они были гораздо менее агрессивны в своей работе. Ferrari провалилась в 2005 году, но этот провал был в основном следствием изменения правил, сделавшего неконкурентоспособными их покрышки. Но все это время, все эти годы Ferrari оставалась лидером, командой, которую надо побеждать.

Вспомните и про “неосязаемые” факторы, как их предпочитает называть Росс – использование своего влияния на FIA чтобы, например, запретить широкие покрышки Michelin в 2003 году или заставить стюардов наказать Фернандо Алонсо в Монце в 2006 году. Ferrari использовала любое оружие в своем арсенале, не ограничиваясь борьбой на трассе. Как грустно заметил Флавио Бриаторе, очень трудно победить Ferrari.

Однажды Росс назвал команду Ferrari “кругом страха” и в этом была их сила. Но, как ни странно, в этом заключалась и их слабость. Иногда они настолько зацикливались на нежелании дать даже малейшее преимущество своим соперникам, что забывали о своей ответственности перед широкой спортивной общественностью.

В основном в этом обвиняют Шумахера, но это скорее коллективное поведение. Михаэль мог делать такие вещи, как например припарковать машину на квалификации в Монако чтобы помешать Алонсо опередить его. Хотя это было неправильно, он мог оправдать себя с тех же моральных позиций: не дать ни малейшего преимущества соперникам. И несмотря на все общественное мнение и все свидетельства вся Ferrari встала на сторону своего пилота. В 2002 году в Австрии команда попросила Рубенса Баррикелло пропустить Шумахера вперед несмотря на более чем уверенное лидерство немца в чемпионате – и все было точно так же.

Теперь это история, но встреча в Маранелло в середине девяностых годов Михаэля Шумахера, Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Бирна стала своего рода встречей умов – как четверка Beatles в Ливерпуле в начале шестидесятых – четверо парней с одинаковым мышлением и одинаковой жаждой к победе, которые стали несокрушимой силой. Но теперь Шумахер ушел, и Браун взял годичный отпуск и будет думать, стоит ли ему возвращаться.

Однажды Браун сказал, что не представляет для себя работы с другим пилотом, не с Михаэлем, и когда вы узнаете, сколько усилий вкладывал в команду Михаэль вне гонок, вы поймете почему. Кими Райкконен характеризует себя как “ленивого” и остается гадать, как он впишется в “круг страха”. Вряд ли, конечно, вот поэтому все и меняется.

Наверное, Шумахер и Браун разделяют многие качества: оба высокие профессионалы и оба преданы своему делу; оба женаты и стараются сохранить свою личную жизнь действительно личной; наконец, оба они личности, и личности, верящие в свои силы. Это не в коем случае не отрицательное качество. Но если Браун находился в тени, то критики Шумахера очень не любили немца за его самоуверенную манеру держаться…

Росс понимает, что надо передавать свои обязанности. Давно прошли те дни, когда один специалист, конструктор, аэродинамик и инженер мог более или менее самостоятельно разработать и доводить гоночную машину. На ум приходят Колин Чепмен и, в меньшей степени, Харви Постлтвейт. Современная машина Формулы-1 – это в гораздо большей степени воплощение научных достижений, а не просто гоночный автомобиль. Она слишком сложна, слишком насыщена, чтобы один ум мог знать и контролировать все аспекты ее работы. Браун понимает это и поэтому полагается на других людей, специалистов в своих областях, способных сделать достойный вклад в общую работу. И он постарается сделать все, чтобы его подчиненные работали смелее. Вот его самоуверенность в действии, самоуверенность без капли эгоизма. Его философия – это “один за всех и все за одного”, лишенное личного подтекста желание помочь команде победить всех соперников на трассе.

У Шумахера и Брауна есть и еще одно личное качество: оба хорошо сходятся с коллегами по работе. Михаэль хорошо известен своей открытостью с напарниками по команде, но в не меньшей степени это относится и к Россу. Неважно кто ты, старший специалист по аэродинамике или молодой водитель трейлера команды, Росс всегда будет досягаем для тебя.

Брауну всего 52 года. Ему не нужны деньги – много лет подряд он получал по $5 млн. в год. В погребе его дома хранятся такие вина как Chateau Petrus. Ему ничего не надо доказывать в гонках. Но он гонщик, этим он занимался с двадцати лет. Так что же это, отпуск перед уходом на пенсию или мы еще увидим Росса в Формуле-1? Мне кажется, увидим.

Вполне возможно, он хотел бы померяться силами с другими руководителями команд. Некоторые люди в Италии говорят, что Росс хотел бы взять в свои руки бразды правления командой, поскольку Жан Тодт сейчас является исполнительным директором всей компании Ferrari и что вполне естественно, не может уделять команде столь же много времени как раньше. Росс может просто ждать свое время. Его отсутствие в этом году покажет команде, насколько сильно его ей не хватает.

Есть ли другие варианты? Навряд ли он пойдет в Honda, да это и не стиль Honda – брать специалиста со стороны и надеяться с его помощью выиграть войну. Они хотят победить своими силами. Росс начал свою карьеру в Williams в 1978 году, и он мог бы окончить ее руководителем этой команды. Фрэнк и Патрик стареют и будут искать кого-то, кто мог бы вести команду вперед, а Росс мог бы взять на себя задачу вернуть славу великой английской команде. Но это все сентиментальности, а Росс прагматик.

А тем временем они с супругой начали свое кругосветное путешествие, посещая все места, которые однажды хотели посетить. Росс заядлый рыбак и наверняка не откажется от искушения порыбачить. Главное, Росс, берегись айсбергов и тогда мы снова встретим тебя – в 2008 году!

Ваш персональный гид в Лиссабоне Клининг парковок в столице и МО Что необходимо знать, выбирая свадебную прическу с живыми цветами? Где заказать печать на футболках? Как проверить магнетрон микроволновки

Лента новостей