Литгостинная: почему "отвратительная женщина" Жорж Санд была интимным врагом Мериме

Литгостинная: почему

Аврора: "Нельзя знать все, достаточно понимать".

По вторникам в рубрике "Литгостиная" писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова обсуждают жизнь и творчество великих классиков и современников. В этот раз мы поговорили о том, как Аврора Дюпен писала по восемь часов в день и зачем носила исключительно мужской костюм.

Литгостинная: почему

"Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?" — спросил Фредерик Шопен, когда первый раз увидел писательницу. Его шокировало фривольное поведение и мужской костюм Авроры, дополненный высокими грубыми сапогами, шляпой и сигарой. Тогда он не знал, что в течение многих она станет для него музой, гражданской женой и другом.
А. Б.: Алексей, а почему мы так мало говорим о женщинах? Мне, как и большинству наших читательниц, даже как-то обидно становится. Да, мы говорили о Бронте и Лесе Украинке с моей подачи, но этого мало! Ведь есть Агата Кристи, Агния Барто или, в конце концов, самая знаменитая у нынешних детей писательница Джоан Роулинг, она же мама Гарри Поттера. Опережая твои скептические и едкие выпады, замечу: возможно, все названные мной женщины и не были великими, как Пушкин или Булгаков, но ты не станешь спорить, что они были невероятно талантливыми и очень даже заслуживают отдельной беседы.
А. К.: Безусловно, они талантливы и заслуживают внимания, хотя великими они, к сожалению, не стали. По ряду причин. Одна из них, общая для всех троих, заключается в том, что весьма долгое время для вышеназванных женщин на первом месте были семья, брак, дом, дети... И только когда их дети выросли или им в какой-то момент наскучила роль домохозяйки, каждая из них взялась за перо и начала старательно и быстро писать — так же старательно и быстро, как до этого они готовили, стирали и убирали. Для всех троих творчество, особенно сначала, было не более чем хобби! Только в зрелом возрасте их потянуло к письменному столу, хотя, наверное, в молодости они верили, что "в жизни есть лишь одно счастье — любить и быть любимой". А ведь автор этого нехитрого афоризма была поистине великой женщиной по имени Аврора.

Литгостинная: почему

Писатель Алексей Курилко.

Литгостинная: почему

Журналист Анастасия Белоусова.
ЧЕРТЕНОК В МОНАСТЫРЕ
А. Б.: Что-то знакомое, но, боюсь, я не читала ее творений...
А. К.: Еще как читала! Хотя сейчас ее читают буквально единицы. Но в этом нет ничего странного, скорее, все закономерно. Ее романы устарели, они не столь интересны, зато интересен не устаревший и поныне роман ее жизни. Как выразился один публицист, читать книгу ее жизни намного увлекательнее. Плохая жена, не очень хорошая мать, но при этом неординарная личность, великая любовница и знаменитая писательница. Она носила мужское имя, мужской костюм, в меру выпивала, курила сигары, меняла любовников как перчатки, презирала условности и плевать хотела на общественное мнение. Превыше всего она ценила личную свободу, культивировала независимый нрав и не боялась сплетен и скандалов, которые сопровождали ее большую часть жизни. Тебе она знакома под именем Жорж Санд. Родилась она в Париже 1 июля 1804 года. При рождении ей дали имя Аврора (с латинского — "утренняя заря"), чем, возможно, частично определили ее судьбу.
А. Б.: Ты намекаешь на Аврору — богиню утренней зари в греческой мифологии? За то, что она переспала с Марсом, Афродита наградила ее постоянным ненасытным сексуальным желанием — ты это имеешь в виду? Но ведь родители могли даже не задумываться об этом!

Человек, искушенный в любви, скорее жаждет понравиться, чем полюбить.

А. К.: Ее мать, София Виктория Делаборд, дочь цыгана-птицелова, была женщиной страстной и, как утверждают биографы, весьма легкого поведения. Я признаю, она не была образцом добродетельности. Тем не менее она вышла замуж по любви за Мориса Дюпена — бравого офицера наполеоновской армии. К сожалению, отец Авроры погиб, когда та была еще совсем ребенком. Какое-то время после этого девочка жила у бабушки Дюпен, поскольку у ее матери не было возможности дать дочери надлежащее воспитание. Конечно же, девочка плохо переносила разлуку с матерью. Она тосковала и никак не могла с этим смириться. Бабушка то и дело настраивала ее против матери, но безуспешно. Старая женщина не брезговала и таким низким способом, как очернить свою невестку в глазах Авроры. Она убеждала девочку, что мама нисколько Аврору не любит, что у нее напрочь отсутствуют материнские чувства и что мужа своего она никогда не любила, а до замужества вела себя более чем непристойно. Но Аврора проявила характер и в отместку за плохие слова о своей матери вообще перестала слушаться бабушку.
А. Б.: Да, я где-то читала, что бабушка была вынуждена отправить несчастную девочку в католический монастырь. Пару раз Аврора пыталась оттуда сбежать, но со временем привыкла к новому дому и решила, что уж лучше здесь, чем у бабушки. В том монастыре ей более-менее привили хорошие манеры и дали необходимое образование, пытались разбудить в ней веру в Бога, хотя обуздать ее непокорный нрав так и не смогли.
А. К.: Бесполезно! Поведение Авроры лишь прибавило седин ее воспитательницам.
А. Б.: Наверное, девочка просто озлобилась, стала ненавидеть всех и вся...
А. К.: Нет, Анастасия! Аврора была рождена для любви, а не для ненависти. Просто она была, как сказали бы сейчас, трудновоспитуемым ребенком. Есть такая история. Однажды Аврора попросила монахиню Марию Алосию, которая очень ей понравилась, удочерить ее. Та неподдельно изумилась. "Вас? — переспросила она. — Да вы же самый отъявленный чертенок в монастыре".
СКЕЛЕТ В КОМНАТЕ
А. Б.: Алексей, а к бабушке Аврора таки вернулась?
А. К.: Да, когда ей было семнадцать, и лишь потому, что ей просто некуда было больше возвращаться. Вела себя пристойно, но несколько эксцентрично. В ее комнате, например, к ужасу бабушки и слуг, стоял скелет человека — в то время Аврора увлекалась анатомией. А еще она читала книги сомнительных, по мнению бабушки, философов, ездила в мужском платье на охоту и как фурия носилась верхом. Бабушка мечтала поскорее выдать внучку замуж, но претендентов на руку и сердце Авроры было немного. Стремясь поскорее покинуть опостылевший дом, Аврора в восемнадцать лет вышла замуж за молодого поручика Казимира Дюдевана. Она была совсем молоденькая, не понимала элементарных вещей. Это уже потом она писала: "Брак без любви — это пожизненная каторга. Пусть другие привыкают друг к другу по лени и прощают друг друга по равнодушию, а я не стану". В то время она еще не понимала, на какую каторгу себя осуждает. И вот у них родился сын, но это не скрепило разваливающийся брак. Казимир изменял жене и развлекался со служанками, да и Аврора в долгу не осталась. У нее начался серьезный роман с другом детства. Результатом их связи явилось рождение девочки. Казимир признал девочку своей дочерью, в результате это спасло честь семьи, но не спасло саму семью, и они расстались. Забрав дочь, Аврора уехала в Париж.
ПРОПУСК В ТЕАТР
А. Б.: Сколько же людей перебиралось в Париж, чтобы создавать свои шедевры! Дали, Хемингуэй, Скотт Фитцджеральд... Наверное, именно там Аврора и написала свои знаменитые "Консуэло" и "Графиню Рудольштадт"?
А. К.: Не сразу, сперва ей пришлось туго. Из экономии она носила мужской костюм — и он же стал пропуском в театр. Ведь в партер на единственные места, которые были ей по карману, дам не пускали, только мужчин. В начале она занялась журналистикой. Однако выходило у нее, будем откровенны, не очень хорошо.

Власть времени

Сертификация: Покорить вершину без лишних затрат Самостоятельная сборка ПК. Плюсы и минусы Как маркировать товары для Вайлдберриз Экскурсии в Лиссабоне с русскоговорящим гидом Выбор офиса для начинающей компании

Лента новостей