Наблюдатели ОБСЕ смогут следить за прекращением огня, но не за перемещениями сил на российско-украинской границе

Наблюдатели ОБСЕ смогут следить за прекращением огня, но не за перемещениями сил на российско-украинской границе

Миссия наблюдателей ОБСЕ, которые будут следить за прекращением огня на юго-востоке Украины, может заработать в полную силу в конце октября. Такого же полноценного международного наблюдения за российско-украинской границей не будет, хотя первоначальные минские договоренности его предполагали. В этой ситуации контроль над границей Украина намерена усилить самостоятельно.

Пограничное наблюдение

Киев начал укреплять украинско-российскую границу, сообщила в субботу пограничная служба Украины. В зону проведения антитеррористической операции и на границу отправлена первая часть техники. Всего Госпогранслужбе было передано и отремонтировано 20 БТРов, еще 50 грузовиков было закуплено на средства, выделенные правительством.

В пятницу премьер Арсений Яценюк заявил, что отсутствие контроля на границе является нарушением Минского протокола от 5 сентября, подписанного представителями Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Один из 12 пунктов протокола предписывает обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе. «Протокол нельзя рассматривать как пункты, которые нравятся россиянам, и пункты, которые им не нравятся. Это не меню. Выполнять необходимо все», – заявил в пятницу Яценюк (цитата по сайту правительства Украины).

Однако в меморандуме, подписанном теми же переговорщиками в Минске 19 сентября, об особом мониторинге на границе не говорится. Дело в том, что украинские военные не могут обеспечить работу наблюдателей на участках границы Украины с Россией в районах, контролируемых сепаратистами, полагает украинский военный эксперт Константин Машовец.

Наблюдатели от ОБСЕ продолжают работать на двух пограничных КПП, но со стороны России это КПП «Донецк» и «Гуково», сообщила РБК представитель ОБСЕ Наташа Раякович. Представители ОБСЕ были приглашены Россией в качестве жеста доброй воли, объяснял министр иностранных дел Сергей Лавров. Сейчас 16 наблюдателей продолжают работу, увеличение состава миссии или ее изменение пока не планируется, для этого требуется запрос одной из стран, говорит Раякович: пока такого от российской стороны не поступало, равно как и от Украины не было запроса на размещение наблюдателей с украинской стороны границы. Если бы мандат миссии позволял наблюдателям осуществлять мониторинг всей границы, Россия никогда бы не пошла на ее создание, говорил ранее РБК директор Центра комплексных европейских исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев.

Наблюдатели на линии фронта

Параллельно с миссией на границе по запросу Киева развернута еще одна – основная – мониторинговая миссия наблюдателей ОБСЕ, которая работает по всей стране. На нее Минским меморандумом возложены обязанности следить за соблюдением прекращения огня в зоне безопасности, запрета на размещение тяжелого вооружения и военной техники в районе Комсомольское – Кумачово – Новоазовск – Саханка, а также наблюдение за выводом боевиков и наемников с территории Украины. Последний пункт, по словам представителя России в ОБСЕ Андрея Келина, пока не исполняется, так как плохо проработан в меморандуме.

В тексте меморандума указано, что для организации работы наблюдателей зона без­опасности должна быть разделена на сектора. Зона безопасности формируется на основе линии соприкосновения сторон по состоянию на 19 сентября, от этой линии откладывается не менее 15 км с каждой стороны. Зона будет разделена на пять секторов, за ними будут наблюдать около 350 инспекторов, говорил на прошлой неделе Келин. В Луганске и Донецке будут работать по 90–100 человек, в Краматорске, Мариуполе, Антраците – по 50, сказал Келин.

Сейчас в зоне прекращения огня работает группа примерно из 80 человек, но миссию планируется увеличить до 500 человек, сообщил РБК представитель мониторинговой миссии ОБСЕ Майкл Бочуркив. Сам периметр, по его словам, пока никак не обозначен, поэтому наблюдатели ездят по маршрутам, им знакомым и признанным безопасными.

По словам Бочуркива, сейчас новые наблюдатели приезжают на Украину каждую неделю и после пары дней тренировок в Киеве отправляются в районы наблюдения, к концу октября миссия может быть укомплектована. Однако для эффективной работы миссии требуются не только люди, но и оборудование, сейчас миссия испытывает недостаток в бронированных автомобилях, отмечает Бочуркив. Нужны также беспилотники, применение которых позволит осуществлять мониторинг в сложных и опасных районах, говорит представитель ОБСЕ. Предоставить их – задача стран – членов организации. Взаимодействие с представителями самопровозглашенных республик, по словам Бочуркива, идет на рабочей основе.

Работа группы по определению границ 30-километровой зоны началась в пятницу с участием ОБСЕ и украинских военных, в ней также приняли участие 76 российских военных, сообщило в пятницу агентство Reuters со ссылкой на представителя штаба антитеррористической операции Владислава Селезнева. Однако российский МИД опроверг участие российских военных во встрече по определению «буферной зоны между позициями ДНР и ЛНР и украинской стороной». Все вопросы, связанные с реализацией режима прекращения огня, обсуждаются между представителями украинской стороны и представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей, говорится в заявлении МИДа.

Тем не менее в ночь на субботу, как передал телеканал «Россия 1», прошла встреча украинских офицеров, командиров ополчения и наблюдателей из ОБСЕ и России. За встречей наблюдал заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ Александр Ленцов, который сообщил телеканалу, что по некоторым вопросам были найдены точки соприкосновения.

Наблюдатели ОБСЕ – это не миротворческие войска, у них нет функций контроля и разделения, а есть только функция наблюдения, они могут только фиксировать нарушения, но остановить обстрелы и кровопролитие не могут, доказательством чего служит продолжающийся с обеих сторон обстрел донецкого аэропорта, говорит директор Центра стратегической конъюнк­туры Иван Коновалов. Однако их присутствие на юго-востоке Украины играет положительную роль: например, они сделали доклад о массовых захоронениях под Донецком, который стал достоянием общественности, если бы о захоронении сообщил Киев или Москва, доверия к этой информации было бы меньше.

Выгодное открытие расчетного счета в ведущем банке Как проходит реновация в столичном районе Коптево? Как провести выпускной в детском саду «Чистой воды провокация» кто и зачем «кошмарит» уральских криптовалютчиков Академия вождения на Оболони в Киеве

Лента новостей