Анатомия паники
Банкиры нашли новый способ давления на ЦБ
Очередь у входа в офис Банка24.ру
17 сентября клиенты пяти крупнейших уральских банков получили ложные сообщения о возможном отзыве лицензий у этих финансовых организаций. На фоне прекращения работы Банка24.ру столь масштабная дезинформация привела к панике, очередям у банкоматов и отказу принимать пластиковые карты к оплате. «Лента.ру» попробовала разобраться в анатомии уральской паники.
Вице-премьер Свердловского областного правительства Денис Паслер заявил, что кризис, вызванный информационной атакой на финансовые организации, удалось полностью преодолеть. «Но на будущее в системном плане мы получили положительный опыт», — цитирует Паслера ИТАР-ТАСС.
Впрочем, обо всем по порядку. В понедельник, 15 сентября, Центробанк России принимает решение об отзыве лицензии у Банка24.ру из-за сомнительных сделок. Это одно из немногих региональных кредитных учреждений, сумевших за короткий срок вырасти до федерального уровня. Его центральный офис как раз находится в Екатеринбурге. На официальном фейсбук-аккаунте банка сразу опубликовали покаяние. «Мы признаём свои ошибки и вину. …Наш опыт — урок другим банкам, недостаточно серьезно относящимся к вопросам соблюдения правил регулятора и закрывающим глаза на сомнительные операции и неправильных клиентов. …Сегодня утром наши активы почти на миллиард превышают наши обязательства, и они ликвидны — поэтому никто из клиентов не пострадает, денег хватит на всех» (копия текста из кэша Google). Это ли письмо, впоследствии удаленное, или нет спровоцировало раскрутку панической спирали, судить не нам. Но дальше события развивались стремительно.
Банкомат Банка24.ру, у которого Центробанк РФ отозвал лицензию, Екатеринбург, 16 сентября 2014 года
Вкладчики банка выстроились в очереди к банкоматам не только Банка24.ру, но и банков-партнеров. К середине вторника, 16 сентября, все операции были заморожены. Агентство страхования вкладов немедленно известило граждан о том, что возврат вкладов в пределах 700 тысяч рублей для физических лиц и индивидуальных предпринимателей начнется не позднее 30 сентября, а поскольку банк оказался далеко не первым финансовым учреждением с отозванной в текущем году лицензией и существенно меньшим по оборотам и числу клиентов по сравнению, скажем, с Мастер-банком — проблем никто не предвидел.
Но на следующий же день, 17 сентября, председатель правления Банка24.ру Борис Дьяконов пишет в своем Facebook: «Кажется, что мир рухнул. 12 лет жизни. Потрясающая команда. Десятки тысяч клиентов и их бизнесы. Реальные бизнесы. Захватывающие дух инновационные проекты, на которые заглядывались. Чувствую себя очень виноватым перед всеми, и перед клиентами, и перед сотрудниками и перед акционерами. Честно говоря, было страшно идти по коридору в банке и выходить на улицу. …Я понимаю тех, кто будет пинать меня ногами за то, что зависли деньги».
По городу поползли слухи, что Банк24 был лишь первой ласточкой. Клиенты пяти крупнейших уральских банков — Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР), СКБ-банка, ВУЗ-банка, «Нейва» и «Кольцо Урала» (общая сумма активов — более 400 миллиардов рублей) — стали получать смс-сообщения о возможном отзыве лицензий и у их банков. Справедливости ради упомянем, что рассылку получили также многие жители Екатеринбурга, не имеющие вкладов в упомянутых выше финансовых-кредитных учреждениях. Однако на фоне истории с Банком24.ру они не могли не поделиться «новостью» с родственниками и знакомыми.
«Забирайте все вклады!»
Информация о неизбежном крахе «уральской пятерки» распространялась по соцсетям, как пожар. В Екатеринбурге наступил «черный четверг». Клиенты банков писали о множестве ботов, сеявших панические слухи об отзыве лицензий. Помимо ботов и обычных пользователей источниками слухов стали и администраторы крупных екатеринбургских сообществ.
"Фактами не обладаю..."
1/3
«В новостях вы ничего не увидите. Завтра вроде выступает ЦБ. Про убрир — бегай или нет, верь или нет, все равно уже поздно», — вот типичное сообщение, опубликованное во «ВКонтакте» 18 сентября (орфография сохранена — прим. «Ленты.ру»). Говорили и о том, что накануне вечером (то есть с началом смс-атаки) были полностью «вынесены» банкоматы в здании Заксобрания области. Подобные данные со ссылками на «стопроцентно достоверные источники» спокойствия не добавляли. А отказ уральских банкиров комментировать ситуацию породил вал запросов к сайтам банков. В конечном итоге это создало эффект DDoS-атаки. Банковские сайты рухнули.
Лишенные достоверной информации люди рванулись снимать деньги со счетов. Когда в банкоматах пострадавшей пятерки закончилась наличность, екатеринбуржцы набросились на банкоматы Сбербанка. Ведь потеря нескольких процентов — неприятность совершенно незначительная по сравнению с перспективой лишиться всего вклада. Истерии также поддался ряд ресторанов и магазинов, введя временный запрет на безналичный расчет. Во второй половине дня в городе появились листовки, призывающие забирать деньги из «проблемных» банков.
Вечером в Главном управлении Центробанка по региону было созвано экстренное совещание с участием банкиров Свердловской области. Его итогом стало первое официальное заявление по сложившейся ситуации. Глава Уральского ГУ ЦБ РФ Ирина Петрова сообщила, что оснований для отзыва лицензий у екатеринбургских банков нет. «Банк России считает, что распространение недостоверной информации может быть обусловлено недобросовестной конкуренцией», — отметила она.
Утром в пятницу, 19 сентября, Уральское управление Центробанка совместно с представителями пострадавших финансовых организаций и Сбербанка провело разъяснительную пресс-конференцию. Глава управления Ирина Петрова обратилась к жителям региона: «Хочу …подчеркнуть, что та смс-рассылка, которая была вчера, не отвечает реальному положению дел. По этой ситуации мы будем взаимодействовать с правоохранительными органами. Мы призываем клиентов банка не поддаваться на провокации».
Председатель правления СКБ-банка Илья Зибарев назвал произошедшее «стресс-тестом» и отметил, что ситуация улучшилась по сравнению с четвергом. «В самих отделениях некоторые клиенты, получив информацию, просто уходят, а некоторые проверяют нас: снимают деньги, а потом тут же кладут их на счет обратно», — заметил он. Банкиры бодрились, но факты — штука упрямая. На той же пресс-конференции сообщили, что за 18 сентября только в банкоматах Сбербанка сняли 627 миллионов рублей — на 38 процентов больше обычного.
Паника на форумах
Негодяи и котята
В тот же день в интервью екатеринбургскому телеканалу «Малина» первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Михаил Черепанов сказал, что, по его мнению, информационная атака была спланирована группой лиц. «Это группа негодяев, которые не любят Свердловскую область и, по моим сведениям и ощущениям, живут не в Свердловской области. …Они умело подожгли ситуацию, а дальше уже загорелось», — отметил он.
Не обошлось и без сравнения с 2008 годом. По словам Черепанова, «черный четверг» оказался возможным из-за того, что по итогам кризиса 2008 года ни один человек не сел в тюрьму. «В сегодняшней ситуации разрушить банковскую систему в таком крупном городе, как Екатеринбург, — если такая цель ставится — значит подорвать банковскую систему страны. А подрыв банковской системы страны в условиях сегодняшней экономики и политики обрушит нашу страну», — добавил вице-президент СОСПП. По его словам, «все, кто занимался разъяснительной работой с населением, могли бы отработать быстрее и с меньшими последствиями». Угрозу не восприняли всерьез, не было координации действий между банками и правительством региона, что и привело к массовой панике.
К выходным город окончательно успокоился, а банки взялись за разработку планов по возвращению запаниковавших вкладчиков. Например, Уральский банк реконструкции и развития с понедельника, 22 сентября, запустил акцию «Вернись ко мне, я все прощу» для клиентов, которые на фоне ложных слухов досрочно сняли свои вклады. На сайте указано , что название акции «взято из устойчивого выражения… и не подразумевает, что кто-то из клиентов в чем-то виноват». В официальном сообществе банка во «ВКонтакте» эта новость дополнена фотографией грустного котенка.
Найдут ли заказчиков и исполнителей информационной атаки на уральские банки, покажет время. Однако по сравнению с банковским кризисом 2008 года, популярность соцсетей в регионах существенно выросла, и информация теперь распространяется гораздо быстрее. Граждане крайне нервно реагируют на молчание официальных лиц всех уровней. А анонимному автору смс или сообщениям в соцсетях верят с легкостью — всегда лучше перестраховаться. Результат — сравнительно долгий период погашения паники и необходимость задействовать фигуры федерального масштаба (о ситуации на Урале была вынуждена высказаться даже председатель Центробанка Эльвира Набиуллина). В целом же можно признать, что банковская система проверку на прочность прошла, пусть и не без некоторых проблем.
Тимофей Шевяков
Рекомендовано к прочтению