Силиконовая пуща
Почему российские IT-компании стремятся перенести бизнес в Белоруссию и Казахстан
Правительство России 18 сентября согласилось отменить льготы по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования с больших зарплат. Большой, по этой норме, считается зарплата свыше 52 тысяч рублей в месяц. С одной стороны, это шаг в сторону уравнивания в правах и обязанностях налогоплательщиков. С другой — эта мера неизбежно ухудшит положение высокотехнологичных компаний, которые и без того выводят свой бизнес за границу.
Легче заплатить
В группе компаний «Русский порт» семь сотрудников. Это классическое малое предприятие IT-сектора, работающее на рынке информационных технологий с 1994 года. Небольшая фирма продает оборудование и программное обеспечение, удаленно обслуживает компании, которым слишком дорого содержать в штате собственного системного администратора. По закону о страховых взносах, действующему с начала 2014 года, эта компания может претендовать на льготы по уплате страховых взносов. Однако директор «холдинга» Алексей Дубовик не спешит этого делать. Опыт использования льгот по уплате налогов отбил у него всякое желание связываться с государственными послаблениями.
Собственно, стать группой компаний, включающей целых два юридических лица, фирму вынудила именно система налоговых льгот. «Когда в 2008 году ввели льготу по НДС при продаже программного обеспечения, головной боли у меня только прибавилось. Чтобы ее применять, необходимо было отчитываться перед налоговой инспекцией по каждой операции по покупке и продаже софта. Для нормальной работы мне нужно было бы взять на работу бухгалтера, который бы занимался только тем, что ксерокопировал бумажки. Поначалу мы делали это своими силами, проработали так полгода и поняли, что это невыносимо», — рассказывает предприниматель. Кроме того, когда его клиенты получали счет без НДС, они недоумевали, почему они должны оплачивать дополнительные расходы и грозились уйти к конкурентам. Чтобы избежать ненужной бумажной работы, Алексей перестроил свою фирму, сделав два юрлица: одно проводит операции с НДС, другое — без НДС.
Алексей Дубовик
Про льготы по страховым взносам Алексей Дубовик слышал, но относится к ним крайне скептически: «Я стараюсь не пользоваться льготами. Возможно, крупные компании от них выигрывают, а для меня это скорее напасть, чем облегчение. Если я начну ими пользоваться, то мне придется объяснять налоговой, что я имею право использовать ту или иную льготу. А издержки на эти отчеты и доказательства гораздо выше, чем просто платить налог без всяких льгот», — считает бизнесмен.
Примечательно, что поначалу льготы по страховым взносам были введены для компаний с минимальным числом сотрудников в 50 человек. Для IT-сектора компании с такой численностью сотрудников считаются довольно крупными. Затем, в 2012 году, этот порог был снижен до 30 человек, но и в таком виде закон затронул лишь меньшинство IT-компаний. Дело в том, что средняя численность в IТ-компаниях в России составляет пять-десять человек. Лишь с начала текущего года порог численности персонала был снижен до семи сотрудников. Изначально льготы по социальным платежам придумывались совсем не для малого бизнеса, а для компаний покрупнее. Его допустили к системе льгот только позднее.
Отвесить поклон и разойтись
Компании IT-сектора пользуются льготами при уплате страховых взносов еще со времени их введения в 2010 году. Устанавливая льготы, правительство предполагало облегчить бремя инновационным компаниям и малому бизнесу. Страховые взносы перечисляются в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Общая ставка страховых взносов составляет 30 процентов фонда оплаты труда. Из них 22 процента идет в ПФР, 2,9 — в ФСС и 5,1 — взносы в ФОМС.
Пониженные тарифы страховых взносов для IТ-компаний в размере 14 процентов действуют как минимум до 2017 года и распространяются на выплаты объемом не более 624 тысяч рублей на одного работника в год (база для начисления страховых взносов). В случае, если выплаты превышают лимит, сумма, на которую превышен этот объем, не облагается взносами. Лимит выплат ежегодно устанавливается постановлением правительства.
По данным Минкомсвязи, которое регистрирует IT-компании, по состоянию на 1 сентября 2014 года, из аккредитованных 4,2 тысячи фирм, льготой пользуется около половины. Помимо минимальной численности персонала для применения пониженных тарифов страховых взносов необходимо, чтобы доля «профильных» доходов компании составляла не менее 90 процентов общей суммы доходов. То есть компания должна доказать свою принадлежность именно к IT-сектору.
В прошлом году Минкомсвязи предлагало продлить срок действия пониженных страховых взносов в 14 процентов не до 2017-го, а до 2020 года. Однако с 2020 года тариф все равно планируется поднимать — сначала до 21 процента, а затем — до 28. Снижения порога численности персонала компаний, претендующих на льготы, добиться удалось, а сохранения самой льготы до 2020 года — нет.
По словам генерального директора компании DrWeb Бориса Шарова, у некоторых IT-компаний фонд заработной платы составляет до 85 процентов всех затрат. «Для них страховые взносы очень сильно напоминают оборотные налоги. То есть при 30 процентах страховых взносов такие компании сильно теряют в рентабельности или вообще становятся нерентабельными», — говорит он. Однако, по словам Шарова, DrWeb к таким компаниям не относится. «Если льготу отменят — будем смотреть на ситуацию. Если собственник не увидит для себя интереса вести этот бизнес — отвесим государству низкий поклон и разойдемся. Если сохраним приемлемую рентабельность — будем работать», — предполагает глава компании.
«Отвесить поклон и разойтись» вряд ли означает сворачивание прибыльного бизнеса. Тем более что информационные технологии очень мобильны. Компании этого сектора вольны выбирать себе юрисдикцию наиболее благоприятным климатом. Благо таковые есть.
Уйдем к соседям
Одной из особенностей IT-бизнеса является возможность построить его на основе так называемого аутсорсинга. Аутсорсинг — передача бизнес-процессов другим компаниям, контрагентам и предоставление сотрудникам возможности работать вне офиса. Таким образом, бизнес одной компании может оказаться распределен даже по разным странам. В июне текущего года, например, два крупных российских IT-разработчика — Luxoft и Game Insight объявили о переводе штаб-квартир и ряда важных функций, вроде маркетинга и продуктового планирования, в страны Евросоюза. Но популярностью пользуются не только страны ЕС.
Зачастую российские IT-компании размещают свой бизнес вовсе не в офшорных зонах, а в странах, входящих с Россией в Таможенный союз. Речь идет о ближайших соседях — Казахстане и Белоруссии. Некоторые компании, формально являясь российскими, держат персонал в этих юрисдикциях, оставляя в России лишь подразделения по продажам.
Конечно, одна из причин — это уровень оплаты труда. Зарплата, за которую в Москве согласится работать, в лучшем случае, выпускник вуза, позволяет в Белоруссии нанять лучшие программистские кадры. Среднемесячный заработок программиста в Белоруссии — в районе 870 евро, а специалиста по IT — 1080 евро.
Сотрудники IT-компании
Но не последнюю роль играет налоговый режим. Например, в Казахстане работодатели платят социальный налог в размере 11 процентов, а за своих граждан — 21 процент. Разместив бизнес в этой стране, российский предприниматель может сократить НДС втрое (размер этого налога — 11 процентов). Ставка социальный взносов в этой стране равна пяти процентам от фонда оплаты труда, а ставка подоходного налога — 10 процентам. Кроме того, Казахстан привлекателен такими особенностями, как единый налоговый кодекс, электронная налоговая отчетность, стабильный налоговый режим.
В Белоруссии в последнее время создаются IT-парки с особыми условиями для их резидентов. Подоходный налог для компаний, работающих в этих зонах, составляет всего девять процентов. Также предусмотрены льготы по уплате налога на добавленную стоимость, ввозной пошлины, офшорного сбора, арендной платы и социальным взносам. Сама ставка социальных отчислений в Белоруссии больше (34 процента), но это компенсируется низким уровнем зарплат.
Президент и генеральный директор группы компаний ABBYY Сергей Андреев отмечает, что ухудшение условий налогообложения на фоне экономических трудностей приведет к быстрой деградации бизнеса. Он не исключил, что в качестве защитной меры некоторые производители софта могут уйти в другие юрисдикции. «Частичный вывод бизнеса в результате повышения налогов возможен для аутсорсинговых компаний, для продуктовых компаний это менее вероятный сценарий», — считает Андреев. По его мнению, продуктовые компании вынуждены будут сократить объем производства будущих продуктов, поскольку тот же самый расход будет финансировать меньшее количество инженеров. «Не исключено, что средние и малые компании будут переходить к более сложным зарплатным конструкциям, что в итоге приведет не к увеличению поступления налогов, а к их уменьшению», — пояснил топ-менеджер.
В условиях, когда необходимо соблюсти баланс между стимулами для развития бизнеса и равным распределением бремени, справедливо было бы установить общую для всех низкую ставку страховых взносов. Однако этого не позволяют сделать социальные обязательства, взятые на себя правительством. Коль скоро правительство пошло по пути установления особого режима обложения для IT-сектора, то оно должно быть постоянным, а не временным. Российской индустрии информационных технологий нужны не временные меры, а постоянная, закрепленная законом низкая ставка обложения. Обидно проигрывать конкуренцию по условиям для ведения инновационного бизнеса Белоруссии и Казахстану.
Григорий Коган
Рекомендовано к прочтению