Рост промпроизводства в августе остановился на нулевой отметке
Пищевая промышленность показала рост в августе на фоне стагнации в целом по российской промышленности, сообщил Росстат. Сказались продуктовые антисанкции. Но локомотивом роста для всего сектора они не станут, считают эксперты.
Нулевая динамика промпроизводства в августе оказалась ниже оценок экономистов: согласно консенсус-прогнозу, составленному Интерфаксом, рост показателя ожидался на уровне 1,5%. Прогноз агентства Bloomberg, составленный по ответам 16 экономистов, также показывал рост на уровне 1,2% (прогнозы варьировались от 0,2 до 2,5%).
Отсутствие роста в промышленности наблюдается впервые с января этого года, когда Росстат зафиксировал спад промпроизводства на 0,2%. С учетом исключения сезонного и календарного факторов промпроизводство в августе упало на 0,6% после роста на 0,5% в июле.
Позитивные сигналы от промышленных компаний в первой половине лета позволили главе Минпромторга Денису Мантурову предположить, что рост промпроизводства в 2014 году может составить 1,8–2% за счет хороших показателей в обработке. «Мы рассчитываем все-таки на стабильные 3% [роста в обрабатывающих производствах]», – отмечал министр в начале августа в ходе рабочей встречи с президентом Владимиром Путиным. Вслед за этим Минэкономразвития пересмотрело официальный прогноз роста промпроизводства с 1 до 1,7% по итогам 2014 года.
Но именно обрабатывающая промышленность показала слабые результаты в августе. Обрабатывающие производства упали на 0,6% после роста на 2,4% в июле и на 0,3% в июне. Это оказалось сюрпризом для экспертов. Согласно индексу PMI обрабатывающих отраслей от HSBC, в августе компании демонстрировали пусть слабое, но улучшение деловой конъюнктуры, обозначившееся в июле.
Зато выросла пищевая промышленность: по мясу рост составил 4,6% к прошлому году, по птице – 10,6%. Руководитель направления анализа отраслей реального сектора экономики ЦМАКП Владимир Сальников связывает это с антисанкциями и более ранним запретом Роспотребнадзора на часть украинских товаров. «Здесь начинает действовать так называемое импортозамещение», – говорит Сальников.
Но импортозамещение в ограниченном числе отраслей не может стать достаточным стимулом для всего промышленного сектора, сетует главный экономист по России и СНГ ING Дмитрий Полевой.
Из-за неясных перспектив, связанных с санкциями, компании подают противоречивые сигналы. В начале сентября четыре конъюнктурных исследования от HSBC, Института Гайдара, Центра развития ВШЭ и ИПЭМ дали разные трактовки происходившему в августе. Первые два говорили о сохранении положительных тенденций в обработке на фоне растущего внутреннего спроса, последние два – о проблемах в секторе.
Промышленность лихорадит, констатируют эксперты. «Текущие результаты и ближайшие перспективы... все сильнее зависят от тех ограничений, которые накладываются зарубежными странами на различные секторы российской экономики. Прежде всего страдает инвестиционная составляющая спроса», – пишут эксперты Института проблем естественных монополий.
«Все опросы показывали, что такого резкого ухудшения ситуации в августе не должно было произойти, многие показатели имели позитивные изменения по сравнению с июлем, – оправдывается заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. – Посмотрим, что будет в сентябре и октябре, потому что августовские опросы показывали достаточно стабильную ситуацию».
Рекомендовано к прочтению