21.09.2014 13:10

Предки европейцев - из Африки, Сибири и Ближнего Востока

Современные европейцы сформировались в результате смешения трех популяций - охотников-собирателей из Африки, скотоводов с Ближнего Востока и древнего племени из Сибири, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.

Все три ветви современных европейцев перемешались около 7 тысяч лет тому назад.

Голубоглазые темнокожие охотники из Африки перемешались со светлокожими и кареглазыми скотоводами с Ближнего Востока. К ним также присоединилась малоизвестная популяция родом из Сибири.

По словам ученых, смешивание этих трех групп могло быть одной из причин такого разнообразия во внешности европейцев.

Ученые исследовали геном останков девяти доисторических европейцев.

Сельское хозяйство и, соответственно, фермеры, появились на Ближнем Востоке - в современных Сирии, Ираке и Израиле - 7500 лет назад.

Согласно всем археологическим и антропологическим исследованиям, сельское хозяйство распространилось в Европе по прибытии туда ближневосточных мигрантов, которые стали скрещиваться с местными охотниками-собирателями.

Геном охотника

Теории о происхождении европейцев до сих пор основывались на анализе ДНК современных жителей Европы. Однако развитие науки позволило изучить геном древних костей, а это, в свою очередь, привело к неожиданным открытиям.

Геномная ДНК является частью генома, который содержит информацию о наследственности и передает такую информацию из поколения в поколение.

Профессор Дэвид Рейх из Гарвардского университета и его коллеги изучили геном семерых древних охотников-собирателей из Скандинавии, охотника-собирателя, чьи останки были найдены в пещере в Люксембурге, и раннего фермера из района теперешнего Штутгарта.

Охотники-собиратели прибыли в Европу за несколько тысяч лет до фермеров, и жили на ее южных окраинах во время ледникового периода, постепенно распространяя сферу своего обитания на север по мере отступления ледников.

Они были в близком родстве друг с другом, и их генетический профиль не коррелируется ни с одной из современных европейских популяций, так как они стали смешиваться позднее с прибывающими в Европу фермерами. Их гены, однако, по-прежнему присутствуют в европейцах, в особенности на северо-востоке континента.

Геном ранних фермеров резко отличался от генома охотников. Из современных популяций ближе всего к ранним фермерам с точки зрения генетики - жители Сардинии.

Темнокожие и голубоглазые

В том, что касается пигментации, пришельцы-фермеры были похожи на многих современных европейцев. У них была бледная кожа, темные волосы и карие глаза.

Охотники-собиратели выглядели гораздо более экзотично на современный взгляд – у них была темная кожа и голубые глаза.

Свою бледнокожесть современные европейцы унаследовали от своих ближневосточных предков.

Но, сравнив свои результаты с ДНК современных европейцев, исследователям стало ясно, что среди европейских предков была еще одна, третья группа людей.

Эта группа родственна индейцам Америки.

В 2013 году ученые опубликовали расшифрованный геном мальчика, умершего 24 тысячи лет тому назад близ озера Байкал. Его гены были похожи одновременно и на гены европейцев, и на гены индейцев.

В ДНК охотников-собирателей из Скандинавии, скончавшихся 8 тысяч лет назад, есть следы смешения с этим таинственным сибирским племенем, но в останках охотника из Люксембурга и фермера из Германии их нет.

Из этого следует, что таинственные сибиряки присоединились к созданию европейского генома уже после того, как фермеры поселились в Европе.

Источник: bbc.co.uk