17.09.2014 14:35

Раскрыта тайна трещинок на скалах возрастом в полмиллиарда лет

Ученые Таня Бозак (Tanja Bosak) и Джулио Мариотти (Giulio Mariotti) из Массачусетского технологического института (MIT) раскрыли тайну микроскопических трещинок на скалах возрастом 575 миллионов лет. Выяснилось, что они появились в эпоху, следующую за массовым вымиранием морских организмов, а своим возникновением обязаны цианобактериям и древним животным. С полным отчетом о работе ученых можно ознакомиться в журнале Nature Geoscience, а кратко о выводах исследователей можно прочитать на сайте MIT.

Трещинки, размер которых едва достигает одного миллиметра, обнаруживались учеными в Канаде, Африке и Австралии на морских скалах, состоящих из осадочных пород. Внешне они напоминали либо следы, которые оставляют приливы и отливы на прибрежном песке (волнистые линии, похожие на морскую рябь), либо следы от капель воды (небольшие воронки). Внимание специалистов привлекло то, что в настоящее время такие трещинки уже не образуются, а те, что существуют, датированы 500-600 миллионами лет назад.

Мариотти говорит, что наиболее часто появление трещинок объясняется жизнедеятельностью бактерий, а именно цианобактериальных матов (толстых - от одного миллиметра до двух сантиметров - слоистых покровов, состоящих из бактерий). Судя по палеонтологическим данным, цианобактериальные маты были первыми сложноорганизованными экосистемами на Земле. Ученые полагали, что маты постепенно разрушались и их частички воздействовали на песок, который позже и сформировал осадочные породы.

Профессор Мариотти решил проверить эту теорию, воссоздав в лаборатории природные условия древнего мира: были изготовлены специальные контейнеры, куда поместили песок, морскую воду и фрагменты цианобактериальных матов. Через несколько дней профессор обнаружил на песке следы, идентичные трещинкам на древних скалах. Изучив видеозаписи происходивших в контейнерах процессов, исследователи установили: частички матов немного перемещались под действием волн на поверхности воды, вычерчивая тот самый интересовавший ученых рисунок.

Источник: lenta.ru