11.03.2014 18:50

У оранжевого света обнаружили бодрящее действие

Французские ученые обнаружили, что оранжевый свет может служить стимулятором мозговой активности, связанной с бодрствованием и концентрацией внимания. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, кратко о ней пишет New Scientist.

В ходе исследования 16 добровольцев на слух проходили тесты памяти в то время, как за активностью их мозга наблюдали с помощью магнитно-резонансной томографии. Перед тестом каждого из добровольцев стимулировали с помощью света одногй из трех длин волн: синего, зеленого и оранжевого. После этого подопытные 70 минут находились в полной темноте, а затем следовал тест, во время которого глаза добровольцев облучали зеленым светом.

Оказалось, что предварительная стимуляция длинноволновым светом способна усиливать работу мозга в областях префронтальной коры, которые связаны с концентрацией внимания. Синий цвет такую активность наоборот, подавлял, а зеленый цвет почти не оказывал на никакого действия. Эффект, названный учеными «световой памятью», держался гораздо дольше, чем требуется для восстановления пигмента в колбочках и палочках сетчатки.

По словам авторов, обнаруженный эффект объясняется активностью фоточувствительных ганглиолярных клеток сетчатки (ipRGCs), которые были заново открыты в начале 90-х годов прошлого века. Эти нервные клетки связаны не со зрением, а с контролем за биологическими ритмами человека и животных. Они содержат пигмент меланопсин, который имеет две конформации: с коротковолновым и длинноволновым максимумом поглощения. По словам авторов, в общих чертах активность оранжевого света заключается в том, что он регенерирует ответственный за биоритмы меланопсин и делает сетчатку более чувствительной к зеленому свету. Молекулярные механизмы этого процесса, однако, до сих пор не ясны.

Биологическим ритмам подчинена жизнь большинства животных. При этом у некоторых из них существует по крайней мере два типа ритмов (суточные и месячные), работа которых контролируется собственными механизмами. До недавнего времени считалось, что за настройку биологических часов всегда отвечают либо колебания освещенности, либо колебания температуры. Однако, исследования на дрозофилах показало, биологические циклы могут синхронизироваться даже с механическими стимулами вроде тряски.

Мужские зимние куртки оптом Що треба знати при міжнародних перевезеннях вантажів? Как выбрать плиту для маленькой кухни Покупка Bitcoin за наличные на выгодных условиях Погода в Кемере в августе