04.05.2016 19:15

Астрономы опровергли существование девятой планеты Солнечной системы

Радиус Планеты Х в 3,7 раза больше, чем у Земли. Фото: joyreactor.cc

Астрономы из Гарварда перебрали все возможные варианты рождения открытой в конце прошлого года девятой планеты Солнечной системы, и не нашли правдоподобного объяснения тому, что она существует и вращается по столь вытянутой орбите, говорится в статьях, принятых к публикации в Astrophysical Journal.
В начале января два планетолога, Батыгин и Браун, объявили о том, что им удалось вычислить положение загадочной "планеты икс" – девятой (или десятой, если считать Плутон) планеты Солнечной системы, удаленной от Солнца на 41 млрд километров и весящей в 10 раз больше, чем Земля, передает РИА "Новости" со ссылкой на издание.
Благодаря огромному расстоянию до этой планеты – один оборот вокруг Солнца "планета Икс", по оценкам ученых, совершает за 15 тысяч лет – мы пока не знаем, где она находится, и у нас нет никаких свидетельств ее существования, помимо странного характера движения целого ряда карликовых планет и астероидов в поясе Койпера.
Гунцзе Ли из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (США) и ее коллега Фред Адамс попытались выяснить, как подобная планета могла родиться в Солнечной системе, и объяснить ее необычно вытянутую орбиту – ее ближайшая к Солнцу точка находится в 10 раз ближе к светилу, чем противоположная оконечность.
Подобная вытянутая орбита, как объясняют ученые, говорит о том, что "планета икс" легко могла быть сбита в прошлом со своего космического "насеста" в результате гравитационных взаимодействий с другими планетами Солнечной системы, пролетающими мимо звездами и прочими небесными телами. Этого, однако не произошло, что заставило Ли и Адамса задуматься о том, как "планета икс" могла возникнуть и попасть туда, где она существует.
Как показали их расчеты, текущее положение орбиты и само существование "планеты икс" является большой загадкой – к примеру, шансы на то, что она была "вытянута" другой звездой из внутренних регионов Солнечной системы в ее внешнюю часть, не превышают 10%, а другие сценарии ее рождения, такие как присоединение планеты-"изгоя" к Солнечной системе, были еще менее вероятными.
В общей сложности ученые проанализировали свыше 1 млн различных сценариев формирования "планеты икс" на суперкомпьютере, ни один из которых не завершился удачно – в большинстве случаев девятая планета Солнечной системы оказывалась "катапультированной" за ее пределы в ходе гравитационных взаимодействий с газовыми гигантами или сближающимися с Солнцем звездами.
Другая группа астрономов, Скотт Кенион, коллега Ли, и Бенджамин Бромли из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США), предложила свой собственный сценарий, который решает эту проблему "низкой выживаемости" неортодоксальным способом.
Их идея заключается в том, что в новорожденной Солнечной системе существовало не четыре газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран – а пять подобных планет. Одна из них, родившаяся в ближней части системы, могла быть выброшена на ее окраины в ходе гравитационных взаимодействий с Юпитером и Сатурном.
В нормальных ситуациях это обычно приводит к выбросу планеты за пределы системы, однако в то время как показывают расчеты Кениона и Бромли, Солнечную систему еще окружал относительно плотный газопылевой диск, который затормозил движение будущей "планеты икс" и позволил ей остаться внутри Солнечной системы, заняв ту необычную орбиту, по которой она вращается.
С другой стороны, Кенион и Бромли не исключают возможности того, что "планета икс" могла родиться во внешней части Солнечной системы, и попасть на ее окраины аналогичным образом. В таком случае ее сущность и внешность будут отличаться – она будет не газовым гигантом, похожим по составу и размерам на Нептун, а гигантским аналогом Плутона, планетой из углеводородных, азотных и водяных льдов.
Проверить, какая из этих двух теорий верна, мы пока не можем – для этого необходимо найти "планету икс" и получить ее первые снимки. Как надеются ученые, запуск телескопа "Джеймс Уэбб", наследника "Хаббла", поможет найти ответ на загадку необычной планеты.
В начале года два астронома из Калифорнийского технологического института – американец Майкл Браун и выходец из России Константин Батыгин – заявили об обнаружении девятой планеты Солнечной системы, у которой пока даже нет названия. Согласно исследованиям, она вращается вокруг Солнца на расстоянии в 20 орбит Нептуна. Это так называемое открытие на кончике пера. Примерно так был открыт Нептун: благодаря предварительным вычислениям орбит и возмущений в движении планет, прежде всего Урана, и других небесных тел.

Применение пищевой соли Сайт объявлений: быстрый поиск нужной информации Лотору игровые автоматы Драгоценности Киева: серьги и другие украшения Как пополнить интернет BILINK онлайн