16.03.2016 6:45

Ученые раскрыли тайну "ведьминых кругов"

Ученые раскрыли тайну

Фото: dni.ru

Американским ученым удалось раскрыть одну из главных загадок биологии – тайну появления "ведьминых кругов" в Намибии. Специалисты смогли доказать гипотезу о том, что они возникают благодаря самоорганизации травы.

Намибийские "ведьмины круги" представляют собой расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга круги голой земли в окружении трав. Встречаются эти образования в засушливых районах страны, и ученые спорили об их природе, пока за дело не взялись специалисты из Университета Дэвиса в Калифорнии. Американские ученые нашли аналогичные пространственные структуры в одном из районов Австралии и детально их изучили.

Как говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, всем таинственным кругам присуще размещение в шестиугольниках в масштабе менее 50 метров, а также равномерное распределение в пространстве более крупных масштабов. Вопреки основной теории происхождения "ведьминых кругов", связывающей их с деятельностью термитов, ученые выяснили, что в Австралии они возникают путем самоорганизации травы.

По мнению ученых, теория закономерных форм (паттернов) в природе точно описывает движение воды в засушливых экосистемах, в том числе и в засушливых регионах Намибии. Осадки, попадая на прогалины, текут к окружающей траве и стимулируют ее рост, что в итоге приводит к воспроизводству структур. Этот процесс не зависит от видового состава травы и типа почвы, позволяя создавать "ведьмины круги" в самых неожиданных местах.