22.12.2015 10:30

Ученые подтвердили генетическое единство украинцев

Популяции Буковины и Закарпатья образуют единую область генетического сходства с остальными украинскими популяциями. Фото: liberation.org.ua

Недавно группа ученых-генетиков из Украины и России опубликовала в "Вестнике Днепропетровского университета: биология, медицина" совместное исследование, в котором было обосновано генетическое единство украинцев.

Одним из направлений современной генетики человека является изучение путей распространения и эволюции популяций человека с помощью молекулярно-генетических маркеров. Частным вопросом являются проблемы этногенеза, и с этой точки зрения украинцы представляют особый интерес как крупнейший европейский народ, территория которого издавна была перекрестком многочисленных миграций.

Учитывая сложную историю регионов Украины, можно предполагать, что между населением разных географических районов будут существенные различия, однако и антропологические, и генетические исследования говорят об удивительной однородности украинского этноса – в целом украинцы более однородны, чем, например, белорусы.

Проведенное исследование подтвердило эту закономерность. Было исследовано несколько популяций коренных украинцев Буковины и Закарпатья. Эти территории расположены на краю украинского ареала, они контактируют с соседними этносами и в разное время входили в состав разных государств. Для генетического анализа были использованы SNP маркеры Y-хромосомы, которые могут уловить не только межэтнические, но и тонкие внутриэтнические различия.

Анализ разнообразия Y-хромосомных линий выявил, что популяции Буковины и Закарпатья образуют единую область генетического сходства с остальными украинскими популяциями, при этом существенно отличаясь от близких географических соседей – венгров, румын, молдаван, поляков, словаков и гагаузов.

На общем фоне Буковина оказалась несколько своеобразной: это была единственная из изученных украинских популяций, где Y-хромосомная гаплогруппа I2a встречалась чаще, чем самая распространенная у восточных славян гаплогруппа R1a. Такой результат отражает смешение с более южным населением Карпат, и в этом случае горные массивы не были препятствием для миграций. В целом же, география распределения Y-хромосомных гаплогрупп указывает на то, что украинская часть Карпат является физическим барьером, который ограничивает демографические, и, соответственно, генетические потоки. Например, частоты гаплогруппы N1c понижаются постепенно от северо-востока Европы в юго-западном направлении; на западе Украины около 5% мужчин относятся к этой Y-хромосомной линии, но уже в Закарпатской выборке носителей этой гаплогруппы не обнаружено вовсе. В противоположном направлении – с юго-запада на северо-восток – Карпаты ограничивают поток гаплогрупп E1b, R1b, J и G, распространенных в южной Европе.