13.12.2015 15:15

Могильники Юрского периода: как и где фор­­мировались хранилища скелетов динозавров (фото)

Древние остовы поражают воображение.

Вышедший в 1993 году фильм "Парк Юрского периода" породил небывалую популярность этих существ, вымерших 65 млн лет назад. Впрочем, интерес, по большей части вызвал сам процесс съемки — как огромных зверюг заставляли на экране двигаться, крушить автомобили и т. д. Вопросы о том, как ученые воссоздают внешний вид динозавров и где ищут их останки, занимал всех гораздо меньше. Оказывается, все начинается на так называемых кладбищах динозавров, разбросанных по всему миру.
ГИПОТЕЗЫ: КАК ОНИ ПОГИБАЛИ
Для палеонтологов за счастье найти даже отдельную косточку древнего животного. Поэтому над тайной скопления огромного количества останков, которые время от времени находят в разных концах планеты, ученые бились уже давно.
КАТАСТРОФА. Это слово — первое, что приходит в голову, когда осознаешь количество погибших животных, находящихся на относительно небольшой площади. Чаще всего во всем винят падение гигантского метеорита: такой катаклизм вызвал бы быстрые изменения в окружающей среде, которые динозавры не пережили бы и массово вымерли. Слов нет, гипотеза выглядит весьма эффектно, но по мере того, как накапливаются новые знания, от нее отказываются. Пожалуй, исключение составляет один случай. На северо-востоке Китая где-то 120 млн лет назад произошло извержение вулкана; из кратера вырвалось удушливое облако, которое отравило фауну в окрестностях вулкана. Следующий взрыв накрыл многочисленные тела толстым слоем вулканического пепла, который законсервировал их на миллионы лет. Одним словом, получились этакие Помпеи мезозойской эры.
СМЕРТЬ В БОЛОТЕ. Более прозаично, но правдоподобнее выглядит гипотеза о том, что кладбища гигантов формировались на заболоченных равнинах и низких берегах больших рек. Погибшие динозавры просто оставались лежать на месте. Даже если мелкие хищники объедали мясо, то растащить огромные кости им было уже не под силу. Паводки и наводнения постепенно заносили туши и скелеты песком и илом. В какой-то момент климат резко менялся на более сухой и жаркий. Поэтому толщи пород, в которых покоились тысячи останков, не были размыты поверхностными водами и сохранились до наших дней относительно невредимыми.
СВЕРХЗАДАЧА: ОЧИСТИТЬ СКЕЛЕТ
За миллионы лет, прошедшие с момента, как погибшего динозавра накрыл песок или ил, это породы уплотняются и даже превращаются в камень, и содержащиеся в них кости оказываются буквально впаянными в окружающую их среду. Поэтому перед искателями окаменелостей возникает сверхзадача — как извлечь оттуда части скелета. Находку, большая часть которой еще скрыта в породе, осторожно очищают, фотографируют. Фиксируется положение в пространстве даже самого мелкого коготка. Потом начинается медленное и бережное очищение костей от окружающей породы. Высвобожденные находки заворачивают во влажную ткань или бумагу, заливают гипсом. И только в лабораториях начинается кропотливая очистка и сборка скелетов. Впрочем, такой подход возможен, если раскопки проходят в сносных климатических условиях. В ходе советской Гобийской экспедиции в 1946 г. ученые не могли себе позволить подобную роскошь. Поэтому из песчаника вырезались многотонные монолиты, содержавшие иногда целые скелеты. После этого глыбы доставлялись через пустыню на грузовиках до железной дороги, а затем — в Москву и Ленинград.

Танзания. Раскопки скелета жираффатитана.

ЖИРАФФАТИТАН

Скелет, выставленный в Музее естествознания (Берлин), является самым высоким объектом (12,6 м) подобного рода и даже включен в Книгу рекордов Гиннесса. Найден в 1914 г. на территории современной Танзании (Африка).
ТИРАНОЗАВР СЬЮ

Наиболее подробный скелет тиранозавра: не хватает только кончика хвоста и костей стопы. Длина тела Сью равна 13,7 м. Длина черепа — 1,53 м. Бедра — 4 м. Предполагаемый вес живой Сью — 9,5 т. Скелет найден в США в 90-х гг. XX в. Экспонируется в Музее естественной истории (Чикаго).
ДИПЛОДОК МИСТИ

Скелет самки диплодока найден в 2009 г. в США. Один из самых полных образцов этого вида (высота 7 м, длина 17 м). Диплодоки были одними из самых больших живых существ на Земле. На месте находки из породы извлекли половину костей скелета — это огромная удача.
ГЕОГРАФИЯ: ОТ МЕКСИКИ ДО КИТАЯ
Огромные кости неизвестных существ издавна находили по всему миру, и попытки объяснить их происхождение мы находим во многих культурах. Но основателем науки об ископаемых организмах (палеонтологии) стал француз Жорж Кювье. Еще в начале XIX в. он смог по отдельным находкам, хранившимся в запасниках музеев, определить несколько видов животных, которых позже, в 1824 году, назовут динозаврами.
Хотя в Западной Европе, с ее хорошо развитой наукой, и находили одиночные, хорошо сохранившиеся скелеты, настоящий прорыв в палеонтологии произошел немного позже и в совсем другом конце света.
СОТНИ НАХОДОК. Во второй половине XIX в. началось бурное освоение юго-западных территорий США. Поиски месторождений и прокладка дорог сопровождались огромными объемами земляных работ. Поэтому на глаза рабочим и инженерам в огромном количестве попадались кости неизвестных существ, зачастую внушительных размеров. Поскольку во всех таких работах принимали участие геологи, осознающие ценность подобных находок, многие окаменелости попадали по назначению — в руки палеонтологов. Неудивительно, что в ту эпоху в Америке открыли полторы сотни видов динозавров.
ОТКРЫТИЯ В АЗИИ. В 20-х гг. XX в. американская экспедиция провела раскопки на территории Монголии, в пустыне Гоби. Богатство тамошних кладбищ динозавров превзошло все, что было найдено прежде. После Великой Отечественной войны в тех же местах работали две советских экспедиции под руководством будущего писателя-фантаста Ивана Ефремова. Извлеченные из твердого песчаника скелеты сегодня украшают многие музеи бывшего Советского Союза. Монгольские кладбища динозавров и по сей день исправно снабжают находками не только ученых, но и "черных палеонтологов", которые ради денег частных коллекционеров готовы стойко переносить жару и холод пустыни Гоби.
Ближе к нашему времени настоящими бомбами в палеонтологии стали находки последних 10—15 лет на тер­ритории Канады, Китая и Аргентины.

Монголия. В красноватом песчанике покоятся миллионы скелетов.

Получить лайки YouTube с гарантией Узнайте свой лунный календарь Наклейки на продукцию как часть бренда компании Стратегия ставок по коэффициентам: плюсы и минусы Секреты ухода за телом