Внешняя политика ельцинской России
В течение нескольких лет после распада Советского Союза Борис Ельцин уделял первоочередное внимание отношениям с Западом, особенно с Соединенными Штатами.
Позитивный начальный этап в российско-американских отношениях резко закончился, так как становилось все более очевидным, что некоторые геополитические цели каждой страны были несовместимы. Россия выступала против расширения Североатлантического договора (НАТО) на Восток. Хотя в конечном итоге РФ признала неизбежность расширения НАТО в некоторых странах.
Правительство попыталось помешать вступлению бывших советских республик в НАТО. Москва опасалась альянса, и одновременно укрепляла свои экономические и политические отношения с Европой. Политические разногласия на Балканах - в частности, поддержка США вооруженной интервенции против югославского правительства Слободана Милошевича - также способствовали охлаждению отношений между Вашингтоном и Москвой.
Распад Советского Союза оставил Соединенные Штаты в качестве единственной сверхдержавы. В результате российское правительство попыталось не только смириться с потерей статуса империи, но и создать внешнеполитическую доктрину, отражающую новую глобальную геополитическую реальность.
Возрастающая озабоченность России гегемонией США в мировой системе стала постоянной темой во внешней политике России, особенно после того, как Евгений Примаков стал министром иностранных дел в 1995 году. Примаков подчеркнул необходимость создания многополярной системы международных отношений для униполярного мира, в котором доминируют США.
В попытке противостоять властям США Москва укрепила свои политические и военные отношения с Китаем и Индией, хотя речи о трехстороннем альянсе, способном противостоять Штатам, не шло. Отношения России с Ираном и различия в подходах к Ираку еще больше усилили напряженность в российско-американских отношениях.
В годы правления Ельцина прежние механизмы формирования внешней политики не работали. Более того, сам президент проявил несогласованность в своей внешней политике; его стратегия разделения и правления являлась препятствием для установления более высокого порядка во внешних отношениях России, хотя Примаков старался дать некоторое направление внешней политике России. Сегодня эксперты приходят ко мнению, что внешняя политика России в этот период характеризовалась бесцельностью, противоречиями и путаницей.
Рекомендовано к прочтению