09.07.2016 13:58

Изгои: "Меня нет в Крыму, и наполовину нет в Украине" – крымчанка без паспорта РФ (фото)

Изгои:

Семья Москаленко в Крыму празднует день вышиванки. Фото: hromadskeradio.org

Крымчане с украинским паспортом вынуждены были официально признать себя иностранцами на своей земле и живут как изгои

Дважды иностранцы – крымчане, которые отказались от российского гражданства, подтвердив желание иметь лишь один – украинский паспорт. Такие люди лишены большинства своих прав и на полуострове, и на материковой Украине. Так, для того, чтобы получить право на медицинскую страховку, официальную работу и вообще хоть как-то легализоваться в Крыму, эти люди вынуждены были официально признать себя иностранцами на своей земле, попросив вид на жительство в местной миграционной службе. При этом до сих пор страдают от пренебрежительного отношения местных чиновников и пророссийских крымчан, – передает "Громадське радио".

"Как? Ты родилась в Севастополе и у тебя нет российского паспорта. Сразу отношение такое — вражина тут. К любому чиновнику приходишь — сразу большие глаза, и на тебя смотрят, как будто ты засланный шпион, который тут пришел выведывать. То есть с тобой просто не хотят разговаривать, с тобой если разговаривают — сквозь зубы…", - делится жительница Севастополя Татьяна Москаленко. Они с мужем в 2014-м выстояли очередь ради бумаги об отказе. Сейчас единственный бонус от нее в Крыму – разрешение ездить на украинских крымских номерах.

"Мы не понимали, что происходит. У нас единственная была мысль, чтобы нам не навязали это российское гражданство. Мы не хотим, они не имеют право нам навязывать то, чего мы не хотим, поэтому у нас стояла цель отказаться. Может быть, это глупость. Но, по крайней мере, на данный момент нам дает это и какие-то свои преимущества", — рассказывает Татьяна. Однако, ограничений от такого статуса в Крыму – в разы больше.

Другая "отказница" – Татьяна Матвеева, она объясняет, что вид на жительство не делает их даже полноценными клиентами местных банков.

"С видом на жительство можно открыть счет в банке, но тут нюансик: карточка пластиковая системы Про100 — это вообще просто смешно, это не Виза, не Мастеркард и даже не Электрон — как негражданину карточка пластиковая тебе не положена. Поэтому если тебе приходят деньги какие-то, ты приходишь, заполняешь ворох бумаг сначала у оператора: заявление выдать тебе с твоего расчетного счета деньги, оставляешь опять ксерокопию вида на жительство, того, сего, анкеты, квитанции на комиссионные, а потом тебе за минусом комиссионных выдают сумму…", — говорит крымчанка.

К тому же, и работодатели не особо жалуют таких сотрудников. Сама женщина после аннексии потеряла три работы – из-за проукраинской позиции. Теперь же – работает с руководителем, который придерживается таких же взглядов. "Все здесь отказники — это именно в большинстве своем, патриоты Украины. И ни одному предпринимателю такой головняк не нужен, что к нему завтра-послезавтра придет ФСБ. Поэтому принципиально не хотят брать", - объясняет женщина.

Однако, хуже украинские патриоты переносят отношение собственного государства. Прошло немного времени, после того как утихла "крымская волна" в речах украинских чиновников, и женщины поняли – Украина также открестилась от них, а затем – во второй раз лишила "отказников" их законных прав.

"И когда я прихожу и говорю — ребята, я отказница, я не получала российское гражданство, я имею права, как все граждане Украины, мне говорят – нет, вы нерезидент. Я говорю — погодите, но ведь записано в законе в этом же, который делает нас нерезидентами, что если я доказываю официально, что я сохранила гражданство, меня восстанавливают во всех правах. Мне говорят — нет, вы нерезидент… Ни одна официальная организация, они на тебя смотрят как на сумасшедших. Они говорят — а зачем вам это нужно, извините за выражение так и говорят — а геморрой вам этот зачем? Ну получили бы этот российский паспорт, и жили б себе спокойно. Оно вам надо? Вот это то, что нам говорят чиновники в Украине", — возмущается Татьяна Москаленко.

Ее муж не может получить даже пенсию на материке, поскольку социальные службы требуют от него справку переселенца. Несмотря на то, что скандальный закон о СЭЗ Крым отмечает – если крымчанин может подать в официальный орган декларацию об отсутствии гражданства государства-оккупанта, он восстанавливается во всех правах. Однако, как выглядит эта декларация не знают ни в одной официальной структуре, а на высшем уровне от отказников просто "отмахиваются", словно их вообще не существует. Хотя даже по официальным данным РФ, таких людей в Крыму – не менее трех с половиной тысяч.

"Меня нет. Меня нет здесь, и меня наполовину нет в Украине, в моей стране. Мы здесь изгои, потому что мы открыто показали свою позицию, мы не побоялись этого сделать, а в Украине, звините, мы не имеем права даже голосовать. Почему? Потому что я сохранила свою преданность своей стране? Потому что я здесь лишена всего?".

Татьяна Москаленко до сих пор помнит, как к ней пришло осознание, что Крым больше не их, и жизнь изменилась навсегда: "Я родилась в Севастополе. Я всем говорю — я ніколи в житті не розмовляла українською мовою, ніколи. То есть раньше до Майдана мне было — российский флот — это наши ребята, украинский флот — это наши ребята. А когда поставили 21-й регион Северо-Кавказский, вот тут мы поняли: а вот эти в нас будут стрелять даже не задумываясь. То есть они на тебя смотрели не как на человека, а как на мишень. И вот здесь уже реально пошло — это наши, а вот эти чужие… Когда мы увидели вот этот холодный взгляд, эти следящие за нами дула автоматов… Это тяжело описать".

Теперь с такой же тяжестью крымские отказники описывают свои отношения с украинской властью. Хотя несмотря на все – не прекращают верить, что их страна в конце концов вспомнит о своих гражданах в Крыму.

По мнению Татьяны Москаленко – несколько простых шагов, как создание электронной очереди за документами и отдельной структуры, которая бы занималась социальным обеспечением и юридической поддержкой "отказников", могли бы кардинально изменить ситуацию: "Мы понимаем, что тяжелая обстановка экономическая, но это не требует больших затрат. Это требует только желания поддержать своих граждан, которые отстаивают, здесь показывают свою позицию, не боятся это говорить. Вот хотя бы, хотя бы показать, что вы пытаетесь для нас что-то сделать. Больше чем за два года мы уже сами смогли, мы объединились, мы помогаем друг другу, мы вытаскиваем друг друга, мы не ждем от государства чего-то сверхъестественного. Просто покажите, что вы нас видите…".

Что важно знать всем беттерам Самонадувной коврик – необходимая вещь для активного отдыха Продажа детских игровых площадок в Одессе Отели в Анталии по системе «Все включено» Ельцин центр в Екатеринбурге

Лента новостей