Уроки кыргызского майдана для Украины
(Истоки революций, их движущие силы и результаты).
На неделе один из сайтов украинской оппозиции опубликовал «доказательство» того, что во время столкновения на улице Грушевского 19-20 января в Киеве по «евромайданщикам» стреляли профессиональные снайперы. На поверку этим «доказательством» оказалось фото, сделанное 7 апреля 2010 года в другом уголке бывшего Советского Союза - столице Кыргызстана Бишкеке. Тогда здесь, будем об этом помнить, действительно работали профессионалы. Их жертвы давным-давно признаны героями. Так о чём речь? О том, что, сами того не понимая, украинцы формируют сегодня информационное поле для реализации в своей стране сценария... второй киргизской «революции».
После принятия в Верховной Раде Украины жёстких антимитинговых законов, «мирные» обитатели Майдана поняли, что пора «закругляться»: играть в креатив уже ни к чему. И всё, что пряталось от глаз обывателя, всплыло наружу. Глядя на то, что творится сейчас в Киеве, каждый кыргызстанец ловит себя на ощущении дежа-вю. В 2010-ом Бишкек уже видел всё это: и подожжённые автобусы, и столкновения с милицией, и слезоточивый газ. Также свирепствовали вандалы. Имел место и своеобразный аналог «народного вече» - Курултай оппозиции, где распределялись лидерские роли. На пике «революции» с жизнью расстались 84 человека. «Бархатная» эйфория, наблюдавшаяся в 2005-ом году, прошла с первыми выстрелами снайперов. Все осознали: революция без жертв - удовольствие разовое. Но самые скрупулёзные отметили, что, если уж сопоставлять события 2005 и 2010 годов, то лишь в ключе одной, всё продолжающейся «революции», переходящей попросту из одной фазы в другую. Сейчас во вторую, кровавую фазу входит «революция» украинская. Первое время «Майдан» ещё нёс отпечаток того настроения, с каким украинцы вели к власти Ющенко в 2004 году. Но это очарование, кажется, растаяло окончательно.
Евромайдан наконец показал своё истинное лицо. И с одной стороны это хорошо: будет меньше иллюзий по поводу «мирного волеизъявления», арт-декораций и прочей PR-бутафории. Практика Кыргызстана показывает: мирным может быть только первый, неожиданный переворот. Потом все умнеют и, как следствие, ожесточаются. И революционная пьеса, начинавшаяся как рассказ о решительно расправившем свои плечи народе, чуть ли не силой мысли свергнувшем тирана, становится кровавым ужастиком со всеми вытекающими последствиями. Далее всё развивается по сложившейся исторической матрице. В Кыргызстане - в рамках ожесточённой борьбы кланов, племён и родов. На Украине же, судя по всему, ожидается «ремейк» кровавых событий вековой давности с полным набором ключевых персонажей: от нео-Петлюры до нео-Махно. Как и тогда, кстати, проявлено незримое присутствие иностранных интервентов. Уже сейчас мы наблюдаем, как пламя конфликта расползается от Киева по всей стране. Остаётся только удивляться выдержке украинских властей и, самое главное, силовиков. Если первые не идут на решительные действия по той причине, что боятся попасть в клуб постсоветских «диктаторов» типа Лукашенко и Каримова, то вторые просто чудом удерживаются от того, чтобы не начать систематически мстить за своих униженных товарищей. Глядя на судьбу кыргызстанских «альфовцев», на коих в итоге свалили чуть ли не все грехи сопротивлявшегося «революционерам» режима Бакиева, украинский «Беркут» может представить своё будущее после возможного переворота. Сегодня укрнацисты заочно, виртуально уже приговаривают «беркутовцев» вместе с их семьями к разного вида наказаниям, коллекционируя их аккаунты в социальных сетях и издеваясь над их фотографиями. Если вспомнить, что устроили предки этих наци в оккупированном гитлеровцами Львове (1941 год[1]), можно задуматься о реальности таких «приговоров». Но пока для того, чтобы перещеголять своих предшественников, нынешним бандеровцам, равно как и евромайданным лидерам вообще, нужны трупы своих сторонников. Дохловатые прецеденты с журналисткой Черновол и активистом Луценко не сработали. Хищный «Евромайдан» приободрился только после гибели Сергея Нигояна. Но первых жертв ему явно мало.
Итак, незаметно волны «революций» выносят на верх всю социальную «муть»: националистов, криминал, религиозных экстремистов и прочие маргинальные элементы. Киргизский примерпоказателен тем, что прямым следствием переворота 2010 года стала киргизско-узбекская резня в г. Ош. Российский журналист Орхан Джемаль указывает на то, что в то время киргизские политики «специально нанимали уголовников и люмпенов узбекской национальности для совершения преступлений против киргизов» с тем, чтобы подогреть националистические настроения на юге республики. Жирный криминальный след тянется и за лидерами переворота 2005 года. Вот что пишет об этом эксперт, учёный-востоковед Александр Князев в книге «Векторы и парадигмы киргизской независимости»: «Начавшаяся с убийства Эркинбаева[2] череда громких убийств, произошедших сразу после марта 2005 года, должна рассматриваться как раз в контексте процесса монополизации наркотрафика семьей Бакиевых. Ведущая роль в этом процессе, несомненно, принадлежала Жанышу Бакиеву. Максим Бакиев через подконтрольные банковско-финансовые структуры осуществлял «отмыв» денег, переводя их на счета семьи за рубежом, либо вкладывая в другие криминальные предприятия. 20 октября в ИТК № 31 заключенными был убит депутат ЖК Т. Акматбаев, родной брат криминального авторитета Рыспека Акматбаева, контролировавшего с 1990-х гг. практически все криминальные сферы Иссык-Кульской, Нарынской, Чуйской и Таласской областей и имевшего устойчивые связи с казахстанскими ОПГ, контролировавшими, в том числе, дальнейшее прохождение наркотрафика на российском направлении. 10 мая 2006 года был убит и сам Рыспек Акматбаев. Это были, пожалуй, наиболее яркие эпизоды взятия наркотрафика под контроль Бакиевыми». В той же книге приводится высказывание российского эксперта Максима Шевченко, убеждённого, что активную роль в мобилизации толп на свержение Акаева в 2005 году тоже сыграли наркоторговцы киргизского Юга. Надо честно признать: с каждой «революцией» в КР во властных структурах оказывается всё больше и больше бандитов и националистов. Последние свою идеологическую направленность даже уже не скрывают. То же самое - и на Украине.Мы являемся свидетелями того, как протест там оседлали представители неонацистских партий и группировок. Одна из них - т. н. «Правый сектор»[3] - ответственна за беспорядки на улице Грушевского.
Рука с печенькой
Украинские власти тем временем ведут себя крайне противоречиво. Если в парламенте Украины самым ретивым оппозиционером уже пригрозили скорым возбуждением уголовных дел, то от президента страны поступают предложения по трудоустройству лидеров на довольно тёплых местах в правительстве. В контексте недвусмысленной угрозы того же Кличко, напомнившего Януковичу о судьбе Чаушеску и Каддафи, это смотрится как-то глупо. Действительно авторитетные политики так, как Янукович, себя не ведут. Самое странное, что всё это мы наблюдаем в ситуации, когда «Евромайдан» сдувается, теряет прежний лоск, дробится и бьётся в смертельной агонии. Воспринимать поведение главы украинского государства можно только как «прогиб» под американцев, чьё посольство в Украине 19 января призвало местные власти незамедлительно начать переговоры «со всеми сторонами, чтобы разрешить проблему политического противостояния, рассмотреть требования протестующих и предотвратить насилие». США и до того, кстати, занимали крайне активную позицию. Ещё 8 января в Конгрессе США была принята резолюция, осуждающая киевские «разгоны сторонников евроинтеграции» 30 ноября, 1 декабря и 11 декабря и включающая предупреждение, что «в случае дальнейшего государственного насилия в отношении мирных демонстрантов, президент и конгресс рассмотрят возможность применения целенаправленных санкций (в том числе визовых и замораживание активов) в отношении лиц, ответственных за заказ или применение насилия»[4]. 22 января слова перешли в действие: были аннулированы американские визы для ряда украинских чиновников, якобы причастных к применению силы против мирных демонстрантов. Всё это в совокупности - не похоже ли на вмешательство во внутреннюю жизнь суверенного государства?
Вот, кстати, замечания очень наблюдательного обозревателя газеты «Комсомольская Правда» Александра Гришина, опубликованные сразу после беспорядков на улице Грушевского: «Самым подготовленным к происходящему в Киеве оказался Вашингтон. США отреагировали с завидной быстротой, куда как оперативнее ошеломленной Европы. На Потомаке решили не обращать внимания на происходящее в реальности и, по всей видимости, зачитали заранее, еще до начала беспорядков принятое решение. США потребовали вывести из Киева милицейский ОМОН Украины (подразделения «Беркута»), чтобы «остановить насилие», и начать переговоры с протестующими. Поджоги людей и автомобилей представитель Совета национальной безопасности США при Белом доме Кэтлин Хейден назвала «законным недовольством народа». Как считают в Вашингтоне, протестное движение на Евромайдане отличается «духом ненасилия». Осталось в Киев прилететь снова Виктории Нуланд и раздать печеньки обожженным и раненым милиционерам, объяснив им заодно, что избиение арматурой по голове есть ненасильственная форма протеста».
Впрочем, в едином мнении относительно надуманности обвинений Киева в «ущемлении демократии» с российской прессой сходится и европейская. Например, редактор британского политического журнала Politics First Маркус Пападопулос говорит так: «Мы видим руку Запада в том, чтобы подвергнуть Украину своей зоне влияния - зоне влияния США и Европы. Я не верю в то, что эти протесты могли разгореться внутри Украины. Ключевым фактором является руководство ими из-за границы. Они были спланированы и начаты европейскими политиками: немецкими, польскими, а также американскими чиновниками. Поэтому я не настолько полагался бы на лидеров оппозиции. Считаю, они - лишь рядовые солдаты. А кабинеты, в которых принимаются решения, находятся далеко за пределами Украины - на Западе». А вот соотечественник Пападопулоса, журналист Нил Кларк: «Если бы у представителей украинской оппозиции действительно была та поддержка, о которой они заявляют, они бы дождались президентских выборов, которые состоятся очень скоро - в феврале 2015 года. Свергнуть правительство и назначить досрочные выборы - это не демократический путь. Нет никакого доказательства того, что украинскую оппозицию поддерживает большинство граждан Украины. Янукович - законно избранный президент. Украина - не Северная Корея и не Саудовская Аравия». Мы видим, что Кларк идёт в своём анализе куда глубже многих других наблюдателей и смело раскрывает всю ничтожность украинской оппозиции, на «накачку» имиджа которой работает огромное количество информационных ресурсов - как мировых, так и собственно украинских. Случаются у них, впрочем, и проколы - например, обнародование того факта, что Виталий Кличко является резидентом США, то есть может там жить, работать и при этом обязан платить налоги. Такой вот «будущий президент незалежной Украины»...
Перспектива - раскол страны
В настоящее время наблюдаются провокации, призванные ввязать в историю с «Евромайданом» Москву. Втянув в этот внутриукраинский конфликт Россию, западные кураторы Евромайдана явно рассчитывают на «подогрев» и без того искрящих националистов. Конкретно по России всё это должно ударить через подчёркивание краха путинской программы евразийской интеграции. Что же касается узкой темы распада Украины на две части (одну из них точно оккупируют галичане: вопрос только, большую или меньшую), тут мы вынуждены согласиться с экспертами, отмечающими, что табу с этой темы действительно уже снято. Уроженец Харькова Эдуард Лимонов (настоящая фамилия этого писателя и политика - Савенко), вообще говорит о расколе как о чём-то незначительном: «Ничего, впрочем, страшного не произойдёт, если две Украины в конце концов распрощаются навсегда. Так будет лучше для всех. Я всегда был уверен, что унаследовавшая территории Украинской Советской Социалистической Республики новая Украина не переживёт первого же серьёзного испытания. Потому что советская власть искусственно объединила в своё время различные территории для удобства управления. И вот оно пришло - испытание на прочность. Вы заметили, что левобережная Украина не очень-то надрывается от горя по поводу того, что происходит сейчас в Киеве. А потому что эта Украина всегда считала своей столицей Москву».
И вот, опять, параллель с Кыргызстаном, где, от революции к революции, всё углубляется пропасть между Севером и Югом. После свержения президента Бакиева, тянувшего во власть представителей южного клана, наступил черёд северянина Атамбаева. В настоящее время тот «разбирается» с «южными» под видом борьбы с коррупцией. Один за другим выбиваются из этой колоды наиболее сильные игроки - вплоть до депутатов парламента. Результатом последних выборов в г. Ош стало смещение, казалось бы, всевластного повелителя Юга - мэра Оша Мелиса Мырзакматова (единственный крупный чиновник, который сумел пережить переворот 2010 года, не уходя с поста, а потом взял линию на неподчинение центральной власти). Местный эксперт-политолог Зайнидин Курманов, на вопрос о перспективах Кыргызстана при сохранении нынешних тенденций отвечает сегодня так: «Есть две основные альтернативы: развиваться быстро и развиваться медленно. После 2010 года у Кыргызстана появилась еще одна реальная альтернатива - раскол страны на две части. Примеров тому множество, в том числе и бурные митинги в Оше с требованием освободить Кельдибекова[5]».
В 2013-ом эксперты заговорили о том, что созданы уже все предпосылки для того, чтобы состоялась третья «революция» - на этот раз с оппозиционерами-южанами в первых рядах. Похоже на замкнутый круг: каждый государственный переворот обостряет противоречия, которые, в свою очередь, ведут к новому перевороту. Украина в 2004 году тоже пережила опыт резкого возвышения отдельной «западной» группировки, но потом, уже по результатам демократических выборов, отдала предпочтение представителю «восточной». И теперь «западенцы» жаждут реванша. Самое страшное, что параллельно с Киевом они начали действовать в других крупных городах. Это опять-таки отсылает нас к киргизскому опыту: успех последнего переворота - во многом заслуга стараний «революционеров» в небольшом городе Таласе: самые первые эмоции выплеснулись именно там. Таласское избиение министра внутренних дел Конгантиева стало огромным вдохновляющим фактором уже для тех, кто потом брал штурмом здание правительства, «Белый дом» в Бишкеке.
Держаться вместе
«Вопрос каждого украинца сегодня - почему власть не может навести порядок в государстве? Так называемый «правый сектор» должен иметь имя, и назвать его - обязанность правоохранительных органов. Публичные призывы к вооруженному свержению конституционного строя недопустимы, так как они могут привести к тому, что Украина исчезнет с карты Европы», - возмущается бездействием властей народный депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко. Конечно, его вопрос резонен. Но не следует упускать из виду и очевидный прогресс в плане конкретизации властных позиций. Отметим, например, что в середине января, накануне новой волны столкновений, Правительство Украины утвердило программу сотрудничества с Таможенным союзом до 2020 года. Это уже огромный шаг вперёд, а точнее - в сторону определённости. Сейчас, когда эксперты пророчат Киеву либо дефолт, либо сильную инфляцию гривны, населению страны важно видеть впереди хоть какой-то свет. Для большей части населения свет - это перспектива сближения с Российской Федерацией. Официальная идеология Украины, вобравшая в себя элементы национализма, не смогла сплотить народ Украины. И продлить существование этого государства сегодня сможет только участие в рамках большого интеграционного проекта. Воспользоваться украинской неразберихой сегодня стремятся многие: и Польша, и Румыния, и Венгрия. Дать ей защиту, способствовать сохранению территориальной целостности может только сильная евразийская Россия. Но не об одной России речь. Украина и Кыргызстан также должны находить общие точки соприкосновения. Причём, не только в делах революционных, но и в сугубо созидательных. Чтобы мы не стыдились, думая, что дали Украине только ярого оппозиционера[6] и дурной «революционный» пример.
Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ, обозреватель POLIT.KG
Источник: polit.kg
Рекомендовано к прочтению