"Каждая область Узбекистана имеет свои традиции"

Заместитель директора Института истории Узбекистана Шухрат Мухамедов родился в Бухаре. Он хорошо знает и любит этот город. Сфера научных интересов Мухамедова - история Центральной Азии ( ХIX- начало XXI вв.), религиоведение, этнология. Этих вопросов он коснулся в интервью "Вестнику Кавказа".

- Шухрат-ака, что значит быть бухарцем? Какие культурные особенности и традиции сохраняются до нынешнего дня со времен древней Бухары?

- История города насчитывает около 3000 лет, по некоторым источникам более 3000 лет. За этот период город населяли представители различных этносов, конфессий. Город находился на пересечении очень многих торговых путей. Великий шелковый путь проходил именно через Бухару. Шло перемещение материальных ценностей - это финансы, это торговля, это обмен культурными ценностями.
В Бухаре также проживали представители различных торговых фирм из Индии, Китая. Есть в Бухаре Ногай, татарские караван-сараи, иранские караван-сараи. Бухара всегда была полиэтническим и поликонфессиональным городом. Представители города всегда имели особую ментальность - толерантную, поликонфессиональную.
В Бухаре всегда были как христианские церкви, так и исламские мечети, были и зороастрийские капища, и на генетическом уровне, жители города впитали это многообразие. В них заложен очень сложный цивилизационный код. Поэтому в Бухаре даже не принято говорить о национальности. В Узбекистане говорят: "Кто ты? Откуда ты?" А мы просто говорим: «Мы жители Бухары».
Это не подразумевает никакого разделения, не подразумевает никакой отчужденности, просто эти люди - наследники большой, богатой истории, которую впитал в себя наш город.

- Насколько раскрыты и изучены источники по истории Бухары?

- Дело в том, что на сегодняшний день мы не можем обозначить широкий круг источников по истории Бухары. Прежде всего, это связано с тем, что до завоевания Средней Азии арабами, это был очень богатый и культурный регион, но арабы, которые принесли в 7 веке исламскую культуру, уничтожили все древние источники. Зороастрийские храмы, согдийские письмена были (в основном) уничтожены.
Т.е. нет, за исключением небольшого количества данных, источников, по которым мы могли изучить историю Бухары - до арабского завоевания. Есть некоторое количество источников китайских, это воспоминания китайских путешественников, уйгурских путешественников, знаменитые воспоминания Марко Поло, но это уже XII век, он застал еще что-то от согдийской культуры, он рассказывает об этом в своих воспоминаниях. Но в целом, это в основном знаменитая книга Наршахи - "История Бухары", которая была написана в конце IX-X веков.
Что делается на сегодняшний день? Есть в Институте истории Республики Узбекистан специалисты по согдийской письменности. Конечно, мы стараемся найти те источники, скажем, на знаменитой горе Мук, на территории современного Таджикистана, было найдено какое-то количество согдийских памятников. Сейчас, в период, когда проводятся на территории Узбекистана археологические раскопки, находятся источники, которые были где-то спрятаны, которые были закопаны. Т.е. они не попали в руки арабам, не были сожжены.
И вот эти источники восстанавливаются, и я думаю, что нас ждут еще большие открытия в этом направления. А в самом городе проходит очень большая реставрационная работа. Старые памятники восстанавливаются. Т.е. на сегодняшний день в Бухаре есть памятники, это, скажем Цитадель Арк, которая была построена в конце I века до нашей эры, а уже сформировалась в V веке нашей эры. Это один из старейших памятников в самом городе Бухаре.
Очень много памятников XII-XIV веков, до монгольского завоевания, уже и периода монголов, и памятники периода Шейбанидов, XVI-XVII веков. И период Аштарханитов XVIII век. Это основные памятники, которые сохранились. Сейчас проводится реставрационные работы, финансируемые правительством. Восстанавливается и ремесленное искусство на территории Бухары.
Если вы приедете в город, то увидите три торговых купола, торговый пассаж, где нынешние, скажем так, продолжатели традиций купеческого сословия, занимаются торговлей. Там же есть ремесленники, которые прямо перед вашими глазами могут создать шедевры ремесленного творчества. Ножи, золотошвейные изделия, ювелирные изделия, так что большое количество туристов посещает город, как из ближнего зарубежья, стран СНГ, так и со всего мира. Поэтому очень большое внимание уделяется внимания развитию и восстановления исторического прошлого города Бухары.

- Есть ли различия между регионами Узбекистана, которые сохраняются до настоящего времени - в культуре, традициях, кухне?

- Вопрос очень хороший. Дело в том, что регионально каждая область Узбекистана имеет свои традиции, связанные с историческим прошлым, с этносами, которые населяют тот или иной регион, с географическим ландшафтом, с географическими условиями.
Скажем, Бухара находится в зоне, где резко континентальный климат. Здесь не употребляются острые блюда. Они не почитаются, и они для региона не свойственны. Например, Ферганская долина, так как климат там более влажный, это горная местность, здесь больше потребляется жирная пища, больше потребляется острая пища.
Есть свои особые региональные взаимоотношения. Это, скажем, некие традиции у мужчин и женщин. Например, для Ферганской долины или для оазиса Ташкента, свойственна традиция мужчинам и женщинам собираться в так называемый Гап.
Гап, это означает в переводе - разговор. В конце недели, в тот или иной день собираются мужчины в чайханах, или женщины в каких-то ресторанах или особом помещении, где готовятся очень вкусные блюда, ведутся какие-то разговоры, обсуждаются те или иные темы. Это не свойственно для Зеравшанской долины, для Бухары, для Самарканда. Или же скажем такой нюанс, что мужчины Ферганской долины, или же ташкентского оазиса, они сами готовят. А приготовление пищи (в основном) не поощряется в Зеравшанской долине. Там мужчина если начинает готовить - на него смотрят косо, в том плане, что это удел женщин, что женщина должна этим заниматься.
Т.е. везде есть свои региональные особенности, которые присущи только этому региону. Поэтому мы можем с полной уверенностью сказать, что Узбекистан богат традициями, богат обычаями и обрядами. Этнологи Института истории Академии наук исследуют и изучают эти традиции и обряды, и, естественно, что мы ждем капитальный, большой труд, который будет посвящен этой проблематике.

Шухрат Мухамедов Источник: vestikavkaza.ru

Как правильно выбрать купальник Бережливое производство для малых и средних предприятий Обязательная составляющая любого помещения Современные методы лечения периодонтита Как признаться близкому человеку во лжи

Лента новостей