20.08.2014 21:10

Фрейлина Ее Величества

Фрейлина Ее Величества

Почти 100 лет назад была прервана последняя царская династия России – Романовых. Император Николай II и вся его семья были уничтожены революционерами, зверское убийство в подвале дома Ипатьева до сих пор с содроганием вспоминают историки.

Но революционеры не довольствовались личной расправой над царской семьей – они предприняли все необходимое для того, чтобы либо стереть из народной памяти последнего Императора, либо обесчестить жизнь его, семьи и всех ближайших помощников.

Одной из таких попыток стала фальсификация мемуаров фрейлины Ее Императорского Величества Анны Вырубовой. Наряду с другими скандальными фактами, которые столь щедро распространялись по России с легкой руке революционеров, так называемый дневник Анны Вырубовой на самом деле являлся откровенной подделкой. Но кто же такая Анна Вырубова и почему именно ее выбрали новые властители Российской Империи на роль «разоблачительницы»?

Анна Александровна Вырубова, урожденная Танеева, родилась в 1884 году в семье главноуправляющего Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. С. Танеева и Н. И. Толстой, дочери генерала И. Н. Толстого. Стоит отметить, что «пламенные революционеры» представляли Вырубову как простолюдинку из неприметной семьи, что уже свидетельствует о намеренном искажении фактов.

Детство будущая фрейлина провела в Москве и в родовом имении Рождествено под Москвой. В 1902 году сдала экзамен при Петербургском учебном округе на звание домашней учительницы. В январе 1904 года Анна Танеева «получила шифр» – была назначена городской фрейлиной, в обязанности которой было дежурить на балах и выходах при императрице Александре Федоровне. После этого, став близкой подругой императрицы, она много лет находилась рядом с императорской семьей, сопровождала их во многих путешествиях и поездках, присутствовала на закрытых, семейных мероприятиях.

В 1907 Анна Танеева обвенчалась с морским офицером Александром Вырубовым в Царском Селе, но брак оказался недолговечным и уже на следующий год распался. С началом Первой мировой войны Вырубова стала работать в госпитале сестрой милосердия наряду с императрицей и ее дочерями. Участвовала она и во многих других мероприятиях, направленных на оказание помощи фронту и солдатам-инвалидам.

2 (15) января 1915 года, выезжая из Царского Села в Петроград, Анна Вырубова попала в железнодорожную катастрофу, получив увечья такой тяжести (в том числе травмы головы), что врачи ожидали скорого смертельного исхода. Однако Вырубова выжила, хотя и испытывала проблемы со здоровьем всю жизнь: передвигаться после этого могла лишь в инвалидном кресле-каталке или на костылях; в более поздние годы – с палочкой.

После Февральской революции Вырубова была арестована Временным правительством и, несмотря на инвалидность, несколько месяцев в тяжелых условиях содержалась в Петропавловской крепости по подозрению в шпионаже и предательстве, после чего «за отсутствием состава преступления» была выпущена на свободу. Потом неоднократно подвергалась арестам и допросам, содержалась в тюрьмах.

В конце августа 1917 года Временное Правительство постановило выслать ее за границу. В Финляндии на станции Рихимякки солдаты сняли ее с поезда и отвезли через Гельсингфорс на императорскую яхту «Полярная Звезда», которая направилась в Свеаборг. В течение месяца не было никаких известий о судьбе бывшей фрейлины, но в конце сентября Н. И. Танеева (мать Вырубовой) добилась освобождения дочери через Троцкого. Вырубову из Свеаборга вернули, доставили в Смольный и вновь отпустили. Более года она скрывалась у знакомых и друзей.

В декабре 1920 года Вырубовой удалось вместе с матерью нелегально перебраться в Финляндию, где она и прожила оставшиеся 40 лет своей жизни под девичьей фамилией Танеева. Первая попытка Вырубовой получить финское гражданство завершилось провалом – ей отказали из-за отсутствия достаточных средств к существованию. А получив гражданство, она жила в Финляндии весьма скромно, почти нищенствовала. Советская же власть пропагандировала информацию о якобы миллионах, вывезенных Анной из страны.

Вот как характеризовал Анну Александровну товарищ Обер-прокурора Святого Синода князь Н. Д. Жевахов:

«Жизнь А. А. Вырубовой была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию ее глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни. И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная ее, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными ее врагами, а врагами России и христианства, лучшей представительницей которого была А. А. Вырубова, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию».

В это время в революционной России уже была развернута активная кампания по очернению Царской семьи и Анны Вырубовой, как ближайшей фрейлины Ее Величества. Вырубову называли коварной интриганкой, всесильной фавориткой двора, не гнушались именовать ее «грязной развратницей», «царской подстилкой», обвиняли в шпионаже в пользу Германии, считали «отравительницей Наследника». Тогда же появляются первые публикации неких «мемуаров» Анны Вырубовой.

23 февраля 1928 г. в эмигрантской газете «Возрождение» появилось ее первое опровержение, в котором она писала:

«По слухам, дошедшим до меня, в Советской России появилась в печати книга «Дневник А. А. Вырубовой», якобы найденный у одного нашего старого слуги в Петербурге и переписанный некоею Л. В. Головиной... Считаю своим долгом добавить, что единственный наш старый слуга Берчик умер еще у нас в Петербурге в 1918 г., был нами же похоронен и ничего после себя не оставил».

Вскоре западным журналистам удалось встретиться и с Л. В. Головиной, которая решительно опровергла свое участие в переписке «дневника». В интервью шведской газете «Хювюд стадсбладет» Вырубова вновь заявила о подложности «дневника», подчеркнув, что он является плодом «большевистской пропаганды для сенсации среди легковерных людей». Вообще представление о «дневнике Вырубовой» как о «грубобольшевистском памфлете» было широко распространено в кругах российской эмиграции.

В свое время Следователь Николай Руднев, возглавлявший один из отделов учрежденной Временным правительством Керенского чрезвычайной комиссии, по поводу Анны Вырубовой написал следующее:

«Мои предположения о нравственных качествах г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестантском помещении и, наконец, в Зимнем дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от нее, а от г-жи Танеевой. Только лишь после этого г-жа Вырубова подтвердила все, сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью заявив: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме плевания в лицо, снимания с нее одежды и белья, сопровождаемое битьем по лицу и по другим частям тела больной, едва передвигавшейся на костылях женщины, и угрозы лишить жизни «наложницу Государя и Григория» побудили следственную комиссию перевести г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском жандармском управлении».

Итак, с одной стороны мы видим откровенное издевательство революционных кругов над Вырубовой во время ее жизни на территории России, с другой очернение ее памяти и самой Царской Семьи в так называемом дневнике. Совершенно очевидно, что это было дело спецслужб молодого Советского Союза, НКВД (ИНО), направлявшего народное сознание в нужное правящей партии революционное русло. Сама же Вырубова закончила свою жизнь более чем достойно: в 1923 г. на Валааме в Смоленском скиту Анна Вырубова приняла монашеский постриг с именем Мария, что стало законным следствием ее сложной и даже аскетичной жизни, все силы которой она отдавала на служение Царской Семье.

Историк Олег Платонов пишет: «Образцом самой строгой жизни была фрейлина Царицы Анна Вырубова. Свою жизнь она посвятила служению царской семье. Личной жизни у нее не было. Здоровая, красивая женщина полностью подчинялась самым строгим монастырским требованиям. По сути дела, она превратила свою жизнь в монастырское служение, а в это время клеветники в левой печати публиковали самые гнусные подробности о ее якобы развратной интимной жизни. Как велико было разочарование этих пошляков, когда медицинская комиссия Временного правительства установила, что Вырубова никогда не была в интимных отношениях ни с одним мужчиной. А ведь ей приписывали десятки любовных связей, в том числе и с Царем, и с Распутиным. После счастливого бегства из России, где ей угрожала неминуемая смерть, Вырубова постриглась в монахини, соблюдая самый строгий устав и ведя уединенную жизнь».

В 1964 году монахиня Мария, в миру Анна Александровна Вырубова, мирно скончалась в Финляндии и была похоронена на Ильинском кладбище г. Хельсинки. Прихожане хельсинской Покровской церкви считают ее праведницей и говорят: «Приходите на православное Ильинское кладбище к ее могилке, постойте и помолитесь. И вы почувствуете, как легко молиться здесь, как тихо и умиротворенно становится на душе». Вне всякого сомнения подвиг Вырубовой в служении последней царской династии трудно переоценить – даже не смотря на клевету и угрозы она до самого конца была рядом с Императрицей. Настоящая фрейлина Ее Величества

Александр Федосеев Источник: sozidatel.org

Сварной решетчатый настил: сферы применения Комфортная старость для каждого Где купить матрас премиального качества Большие выигрыши в казино Вулкан зеркало Гидравлическая техника высокого качества по приемлемой цене

Лента новостей