24.05.2014 23:48

Издалека долго течёт река Волга...

Издалека долго течёт река Волга...

Совсем недавно в российском календаре знаменательных дат появился день именин нашей русской красавицы, нашей кормилицы — реки Волги.

День Волги отмечают 20 мая. Волга — это крупнейшая из рек не только России, но и Европы. Её протяженность 3,7 тысяч километров, площадь водной поверхности составляет восемь процентов территории России. Вниз по реке стекает 250 кубических метров воды, в Поволжье располагаются половина сельских и промышленных предприятий страны.
С 2006 года Бюро ЮНЕСКО в Москве и компания Coca-Cola Hellenic в России реализуют на территории нашей страны природоохранную программу «Живая Вода». Эти организации предложили внести в международный экологический календарь ежегодный День Волги. День Волги первый раз отмечался в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки-2008». Позднее праздник начали отмечать в Волгоградской, Астраханской, Ярославской, Самарской областях, в Республике Татарстан и в других поволжских регионах.
Цель праздника — привлечь внимание властей и общественности к проблеме сохранения этой национальной гордости страны, к её стратегическим ресурсам. Главные проблемы Волги на сегодняшний день — это загрязнение и обмеление реки как следствие активной деятельности человека и научно-технического прогресса, сброс в реку химических веществ промышленными предприятиями, попадание в неё химических удобрений с полей, каскад гидроэлектростанций и другие цивилизационные моменты, подчас вредящие экологии реки.
В честь празднования Дня Волги во всех регионах, где протекает река,проводятся экологические мероприятия, жители очищают берега могучей реки от грязи, проходят ярмарки народных промыслов, выставки фотографий и рисунков, лекции учёных, научные дискуссии и семинары. Чем историк может поздравить волжан в их именины? Просто рассказать о чём- то, очень волжском, чудном, что знать необходимо, хотя бы для того, чтоб понять, как изменилась Волга-Матушка за последние век-два.
Довелось держать мне в руках один из первых путеводителей по Волге. Для возраставшего потока волжских туристов его задумал директор правления пароходного общества «Самолёт» Б. А. Глазенап. Книга должна была «давать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». За дело взялись родные братья — известный в те годы писатель Николай Петрович Боголюбов и не менее знаменитый художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов, приходившиеся, кстати, внуками Александру Радищеву, автору «Путешествия из Петербурга в Москву».
Вот что потрясло в Волге Алексея Боголюбова, написавшего потом «Записки моряка-художника», во время спуска по Волге в 1861 году: «Теперь уже нет тех красот на матушке. Бывало, тут плыли по течению, как белые лебеди, расшивы да мокшаны, да беляны. Шныряли струги да шатики. То, вдруг, встречалась чудовищная коноводка с многими подчалками и завознями. На ней бывало до 100 человек рабочих да до 8 лошадей, чтоб двигать кабестан и тащить чуть ли не целый флот. Кругом были «галдарен» да «сокольники» (нужники), расписанные хватом-маляром по сторонам. Тут был и «Гинарал», и «Девица-душа», и «Ванька с Танькой». На носовых поперечных скрепах расшив и мокшан малевались «глазища» (глаза), чтоб вперёд смотрели, а над каждым — где солнце, где луна, чтоб светили им. Бока их, кормы и рубки украшались резьбой характерной. А на высоких мачтах висели вымпелы, и на маковке и по вантам блестели жестяные блестки.
По берегу шли вереницей бурлаки с песнею, то заунывною, то лихою и отчаянною. Тогда и курган Стеньки Разина казался ещё живым, и невольно легенды разбойничьи рисовались при виде этих песчаных обрывов. И Царёв бугор сильно на меня действовал. Да мало ли там дивных воспоминаний удалой русской жизни, заканчивая Каспием, где тоже были шалуны... Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулёвские горы, я подумал — ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными Воротами и, наконец, Саксонская Швейцария! Какая это мелочь и сколько этакого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нём. Настанет время и нас узнают! А пока перед нами выплывала из громадного разлива Волги, что твоё море, русская Венеция — это Астрахань!»
Результатом этого путешествия явилась книга «Волга от Твери до Астрахани», написанная Н. П. Боголюбовым «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» и изданная в Санкт-Петербурге в 1862 году. Это был первый литературный опыт Н. П. Боголюбова, ставшего впоследствии автором более десяти книг, преимущественно исторического характера. 10 литографий и 31 политипаж в путеводителе выполнены по рисункам А. П. Боголюбова. «Волга от Твери до Астрахани» представляет собой подробный путеводитель по всем замечательным местам Поволжья. И хотя автором в предисловии книга скромно характеризуется как «чуждая всяким научным претензиям», написана она с большим знанием истории, географии, кораблестроения.
Вот как Н. П. Боголюбов дал начало описания Волги: «Источники Волги кроются в сети маленьких озер, лежащих верстах в 70 на юго-запад от Валдая, при деревне Волго, в Осташковском уезде Тверской губернии. Академик Кеппен, посетивший в 1840 году источники Волги, составил довольно подробные сведения о ее родниках. Отсюда течет Волга в виде маленького ручейка до небольшого озера Верхита, а потом через озеро Вселуг. Источники ее лежат в болотистой равнине Волхонского Бора. Каждое из болот носит особое имя. Они глубоки и, по всей вероятности, были когда-то большими озерами. Многие из них до сих пор не что иное, как сокрытые озера, покрытые тонким слоем мха и различных растений, которых дна до сих пор еще не доставали.
Протекая несколько верст ручейком, Волга начинает увеличиваться, образует двойное озеро, Большой и Малый Верхит, и потом впадает в озеро Стерж. Отсюда проходит в озеро Вселуг, затем протекает озеро Пено, из которого выходит уже рекою и, соединяясь с судоходною рекою Жукопою, протекает последнее озеро Волго. Из него Волга течет уже довольно значительной рекой, в четырех верстах от которого сооружен Верхневолжский бейшлот, замыкающий собою Верхневолжское водохранилище. Далее Волга протекает из Тверской губернии по губерниям Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской и Астраханской, и за Астраханью впадает в Каспийское море».
«Рыболовство производится по всей Волге, но особенно значительно под Симбирском и ниже, отсюда встречаются рыбные ватаги, то есть места, где производится рыбная ловля. В Волге ловится белуга, достигающая до 40 пудов весу и трёх сажен длины. Чтобы судить о размерах, достаточно сказать, что человек, сидя на ней верхом, не достаёт до земли ногами. Её прожорливость замечательна и глотает всё, что ей попадает, бывали случаи, что попадали и части человеческого тела... Осётр, стерлядь, севрюга, лососи, сомы и другие дают неплохой доход от рыбной ловли местным жителям».
В 79 верстах от Казани Волга принимает в себя реку Каму, которая в древности называлась Чиглан Идель, — говорилось в путеводителе. «Здесь ловится много белорыбицы и стерляди, а камская рыба считается вкуснее волжской» Упоминается и Кабаний остров на Волге, около которого не ходят суда, потому что рядом на дне реки находится большая яма (вырытая будто бы мордвой) глубиной в 8 саженей (это около 17 метров), в которую осенью забирается красная рыба. Яма эта известна всем рыбакам в округе, и улов из неё в хороший год доходит до 1600 пудов, из которых 1000 пудов составляет стерлядь.
Описание одной только Твери занимает в этой книге 18 страниц по следующему плану: «История. Топография. Достопримечательности. Заведения: учебные, исправительные, благотворительные. Военные команды и другие учреждения. Библиотека. Доки. Фабрики и заводы. Пути сообщений. Торговля. Судоходство. Пристани. Гулянья и зрелища. Гостиницы. Таксы. Дома, лавки. Число жителей». О гуляниях, например, рассказывалось так: «Отдохновение и прогулка в праздники составляют отличительную черту в характере русского народа. Празднование храмовых праздников считается им необходимостью; на них съезжаются не только окрестные жители, но даже жители отдаленных деревень и ради одного праздничного дня предаются отдохновению и удовольствиям несколько дней сряду. На этом основании тверитяне гуляют в Петровский и Успенский мясоеды и после каждого крестного хода. Из этих гуляний народ веселится за Волгой: после Петрова дня, после Вознесенья Господня, в который бывает крестный ход из собора в церковь Вознесенья, и после Троицына дня. После крестного хода в Желтиков монастырь гуляют за Тьмакою. После Казанской Божией Матери 8 июля гуляют за Тверцою около Отроча монастыря неделю, потом две недели гуляют в мещанских улицах городской части, около Смоленского кладбища, до и после 18-го июля. Последнее гулянье бывает за Тьмакою 29-го августа.
Эти гулянья народные, они сопровождаются большей частью песнями, плясками и хороводами и имеют целью выбор женихов и невест. Малые гулянья в праздничные дни и хорошие летние вечера бывают больше по набережной р. Волги, около вокзала и в публичном саду. Из загородных гуляний предпочитается село Трехсвятское — летнее пребывание Тверского архиепископа и Тверская станция Николаевской железной дороги. Все эти гулянья оживляют город летом».
В очерке о Тверской губернии Н. П. Боголюбов описывает путешествие по Волге на пароходе от Твери до Астрахани: «С наступлением урочного часа отплытия на пароходе звонят в третий раз, снимается сходня, и пароход отходит от пристани, спускаясь быстро вниз по Волге. Скоро исчезают из взора зрителя и прекрасный дворец, и Отроч монастырь, дремлющий под тенью окружающих его деревьев, и красивая Тверская набережная, и вокзал с общественным садом; вот пройдена и Барминская слобода, лежащая в двух верстах от города, и только купола церквей напоминают о недавнем отплытии; наконец и они скрываются в дальней синеве...»
В путеводителе сообщалось, что на левом берегу Волги, около города Спасска, находятся развалины города Булгар — бывшей столицы некогда славного Булгарского царства. Рядом расположена деревня Болгары, а почтенные развалины, примыкая к сельской церкви, окружены остатками рва и вала, в черте которых стоит уцелевший от разрушения мусульманский минарет. Место это долгое время было совершенно забытым и заросло густым лесом. Пётр Великий повелел этот лес расчистить и заботиться о сохранении древностей. Однако лес постепенно рос, между развалинами крестьяне распахивали поля, а камни от строений и надгробные памятники с интересными арабскими, турецкими и армянскими надписями крестьяне разбирали на постройки.
Некоторые могилы пользовались в XIX веке уважением казанских татар, которые ходили туда на поклонение праху погребённых в них мусульман. На развалинах местные жители находили много персидских, турецких, армянских монет, колец, различных украшений. Среди жителей края было известно предание, что во времена Волжской Булгарии местный царь ходил войной на Русь и после битвы вернулся с богатой добычей. Привёз он с собой в Болгар и пленницу неописуемой красоты — русскую княжну. Булгарский царь женился на ней и уговаривал переменить веру. Но княжна осталась христианкой, и во время постов удалялась на другую сторону Волги для молитвы. Позже на этом месте, чуть ниже города Тетюши, был построен Никольский монастырь, который в середине XVII века разорили и сожгли волжские разбойники.
В XVIII веке местные рыбаки нашли здесь икону Казанской Божией Матери, и вскоре в этом месте была возведена часовня. Бурлаки, таскавшие суда по Волге, делали здесь остановку, чтобы помолиться. На возвышенности, идущей от Спасска к реке Утке, лежит село Никольская полянка. В нём есть церковь Пресвятой Богородицы, построенная в 1778 году. Первое заселение Полянки было в начале XVII столетия. Царь Борис Годунов возвёл Тетюшскую засеку для защиты границ Казанского царства и основал здесь затинный городок, или острожек. В древних документах это место называлось Острогом и Полянским городком. Здесь располагалось урочище, по которому к северу протянулся земляной вал. Близость деревни Балымер позволяет предположить, что этот вал — остаток древнего булгарского города Балымата. Тем более, что Балымер иногда называется и Балыматом, что видно из древних актов на земли этой деревни. Балымат, в числе прочих приданных городов, отдан был князю Фёдору Ростиславичу Смоленскому. Сама деревня Балымер лежит на левом берегу Волги, несколько выше Полянок. Ближе к берегу возвышается огромнейшая насыпь Шелом. По народному преданию, в боку этого кургана был проход с железными дверями. Охотники до чудес и кладов утверждали, что в Шеломе зарыты были большие сокровища, вывезенные из Булгарского царства.
Читая подобную информацию, мы видим, что братья Боголюбовы относились к великой русской реке, как к неповторимой драгоценности, как к камням чистой воды, а не просто как к хозяйственному или туристическому объекту. Наверное, их любовью к Волге-матушке можно объяснить наличие в путеводителе таких сведений, которые сейчас почерпнуть больше просто неоткуда.

Алла Ерошкина Источник: vrns.ru

Трус не играет в хоккей, и не заключает пари на эту динамичную и непредсказуемую игру Gms Deluxe для больших выигрышей Официальный сайт с азартными играми Азино 777 Доставка японской еды в Самаре Услуги адвоката по гражданским делам от «ЗащитаПрав24»

Лента новостей