17.05.2014 16:48

"Мюнхенская коллекция" достанется Швейцарии?

В Мюнхене на 82-м году жизни скончался Корнелиус Гурлитт (Cornelius Gurlitt) – обладатель уникальной коллекции художественных произведений с невыясненным прошлым и туманным будущим.

Восемьдесят лет своей жизни Корнелиус Гурлитт провёл тихо и незаметно, передвигаясь между простой квартирой в Мюнхене и обычным домом под Зальцбургом и изредка выезжая в Швейцарию, чтобы продать то или иное произведение – на скромную жизнь, на оплату медицинских услуг. В одну из таких поездок Гурлитта проверили в поезде немецкие пограничники и таможенники, заинтересовались происхождением обнаруженных у пожилого человека 9800 евро и, узнав, что деньги выручены за продажу картины, передали материалы в полицию.
В феврале 2012 года при обыске в мюнхенской квартире Корнелиуса Гурлитта была обнаружена и конфискована уникальная коллекция шедевров мирового искусства, собранная отцом покойного, арт-дилером Хильдебрандом Гурлиттом (Hildebrand Gurlitt) в 1930−1940-х годах. Включающая считавшиеся утерянными или неизвестные работы Пикассо (Pablo Picasso), Шагала (Marc Chagall), Матисса (Henri Matisse), Ренуара (Auguste Renoir), Сезанна (Paul Cézanne), Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec), Дикса (Otto Dix), Либермана (Max Liebermann), Кокошки (Oskar Kokoschka) и множества других художников, коллекция насчитывает свыше полутора тысяч произведений. В первых предварительных оценках стоимости собрания фигурировали невероятные цифры свыше миллиарда евро. Сегодня основанная на весьма приблизительных данных экспертиза называет более реалистичные 50 миллионов.
В 2013 году известия о «мюнхенской коллекции» стали достоянием общественности. Имя Корнелиуса Гурлитта, явно не желавшего публичной славы, попало во все газеты, а в начале апреля текущего года стало известно, что коллекционеру пообещали вернуть конфискованные произведения. В ответ Гурлитт обязался добровольно предоставить экспертам возможность выяснить происхождение входящих в его собрание картин. Как уже рассказывала «РГ/РБ», Корнелиус Гурлитт был готов вернуть законным наследникам конфискованные у их предков нацистами произведения искусства из своей коллекции.
В связи со смертью хозяина коллекции остро встаёт вопрос о её дальнейшей судьбе. Корнелиус Гурлитт завещал собрание Художественному музею Берна (Kunstmuseum Bern) – старейшему художественному музею Швейцарии – совершенно неожиданно для его руководства, с которым никогда не имел контактов. Одним из членов попечительского совета музея является владелец художественной галереи, через которого Гурлитт продавал в Берне свои картины – возможно, именно его швейцарское собрание может благодарить за щедрый дар. Директор Бернского музея Маттиас Френер (Matthias Frehner), ранее много занимавшийся возвратом изъятых нацистами художественных произведений законным владельцам, подтвердил, что завещание Корнелиуса Гурлитта касается как полного собрания картин, которое, согласно воле покойного, не может быть разделено, так и недвижимости в Мюнхене и Зальцбурге, а также крупной денежной суммы, достигающей нескольких миллионов евро. Таким образом, на швейцарский музей ложатся как задачи по финансовому обеспечению сохранности и целостности коллекции, так и по проведению экспертиз и самой реституции.
Корнелиус Гурлитт не имел ни автомобиля, ни телефона, ни банковского счёта, ни компьютера, он не числился ни в одном ведомстве и вёл образ жизни призрака. Тайный миллионер, согласно его единственному интервью «ничто в жизни не любивший так, как свои картины», жил, практически не имея контактов с внешним миром и с дальними родственниками. У Гурлитта не было ни жены, ни детей: ближайшими родственниками покойного считаются 93-летний зять Дитрих (Dietrich Gurlitt) и его живущий в Испании и на Кубе 65-летний сын, троюродный брат Корнелиуса Гурлитта фотограф Эккехарт Гурлитт (Ekkehart Gurlitt). Последний уже заявил, что готов оспорить завещание, если в нём «были обойдены вниманием члены семьи». Впрочем, столь дальние родственники не имеют законных долей в наследстве.
Суд в Мюнхене назначил экспертизу подлинности завещания, которое было нотариально заверено в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Баварское министерство культуры, в свою очередь, настаивает на проверке, не являются ли некоторые картины из коллекции Гурлитта национальным достоянием и, соответственно, не подлежат вывозу за границу. Швейцарский музей должен принять на себя не только финансовые, но и непростые этические обязательства в связи с неясным происхождением множества картин. Как утверждают некоторые публицисты, грозящие затянуться на годы споры о дальнейшей судьбе собрания вредят, в первую очередь, наследникам бывших владельцев, которым потенциально должны быть возвращены ценные произведения искусства.
Впрочем, в надежде обнаружить правопреемников бывших хозяев 458 произведений из собрания Гурлитта, происхождение которых эксперты считают подозрительным, уже выставлены в Сети для свободного просмотра. Пока реакция вероятных новых владельцев картин из «мюнхенской коллекции» остаётся более чем сдержанной – общественности ничего не известно о заявленных претензиях наследников бывших собственников художественных сокровищ.

Пётр Левский Источник: rg-rb.de

Инновации в быту с гарантией: ленты VHB 3М Покупайте активность в инстаграм Готовая детская комната от лучших производителей Электрокардиограф – вещь, нужная в каждом доме Правила посещения церкви

Лента новостей