15.04.2014 14:45

Искусство тихих созерцаний Владимира Паскина

Искусство тихих созерцаний Владимира Паскина

В духовной и творческой биографии Владимира Паскина самые главные, животворные и слаженные страницы связаны с культурой, историей и традициями Русского Севера.

Паскин Владимир Викторович(1954-2008) — график, акварелист, заслуженный художник России, член Союза художников РФ. Родился в Горьком (ныне Нижний Новгород); окончил Академию художеств им. И. Е. Репина. С 1977 года жил и работал в Череповце Вологодской области. Постоянный участник региональных и международных (Нью-Йорк, Гамбург, Мельбу, Норвегия, Бангладеш) художественных выставок. Картины Владимира Паскина находятся в Вологодской областной галерее, в Череповецком музейном объединении, в частных коллекциях России, Норвегии, Дании, Швеции, Швейцарии, Японии. Основные произведения: серия литографий «Память» (1990), серия акварелей «Русский Север» (1995), серия акварелей «Кирилло-Белозерский монастырь» (1990-е), цикл акварелей о северной деревне (1990-2000-е). Последняя серия его работ (2008) посвящена поэту Николаю Рубцову.
...В его жизни было много простого художнического труда и терпения. Казалось, что он хотел жить как можно проще — и тогда, когда только начинал пробовать себя в графике, и тогда, когда стал уже признанным мастером, и дивная ткань жизни подчинялась его художественной воле с доверчивой лёгкостью. Простота художника Владимира Паскина держалась силой его живого и чистого сердца — в его искусстве нет ничего неискреннего, притворного и мучительно-модного. Он стоял перед белым листом бумаги с каким-то совершенно детским доверием к миру. Его любимая техника — акварель. Любимая тема — русский Север, который он исходил вдоль и поперёк.
Принято делить творчество художников на «периоды», выделяя «этапы пути», рассматривая как «развитие» его движение от полотна к полотну. В случае с нашим художником это совершенно невозможно: он сразу вобрал в себя, соразмерно объёму души своей, весь космос русской жизни, которую не судил за не случившийся в XX веке рай на земле и от которой уже в новое время не требовал буржуазной сытой ясности без проблем и сомнений. Провинция берегла от самодовольства. Провинция требовала созерцания. Тихого. Глубокого. Печального. И он так, с тихой печалью, и запечатлел-рассказал свою историю о том, как не сошлись в русской жизни ценностные начала и концы: в серии литографий «Память» (1990 г.) тема сада, цветения, плодоносящих яблонь дана с такой символической силой обобщения, что читается очень дорогой и заветной мечтой о библейском райском саде. Но мечтой — заброшенной, погибшей тихо и без пафоса. Чрезмерная изобильность плодов (яблоки всюду, они, кажется, вываливаются за рамки работы и падают к нам в руки) только рельефнее подчеркивает исхудалость и тощесть нашей деревни. Для кого цветут яблони? Для кого они плодоносят? Человека — то нет.
И в образе одинокого храма, стоящего в воде (вот уж, воистину, дороги к нему нет), и в образе одинокой старухи, источенной жизнью и сухой как та самая солома, которую тащит она на себе; и в фантасмагории разломанного времени — везде негромко звенит мелодия печали. Мелодия о застывшей народной душе... Но наш художник не мог остановиться у этой последней черты — не мог остановиться без надежды. Реальной возможностью новой силы жизни становятся в этом цикле дети: задорный деревенский мальчишка и чудесная девочка, спящая в пространстве тайного света, исходящего от северной щепной птицы, которая в народной культуре Севера олицетворяет Дух Святой и висит в Красном углу над божницей. Чистый светлый ребенок, охраняемый светом от нежити тьмы, будто и есть прообраз сокровенной невидимой Руси-России для Владимира Паскина.
За цикл литографий «Память» художник был награждён большой золотой медалью Российской академии художеств.
В других творениях Владимира Паскина — в циклах «Шествие», «Земля», а особенно в рубцовском «Пусть душа останется чиста» символические и художественные линии прочерчены всё так же очень ясно. Двенадцать листов цикла, которые впервые были представлены на выставке к 70-летию Николая Рубцова (Вологда, 2006), — двенадцать листов цикла звучат в удивительном согласии с поэтом. Братчина творческая художника и поэта редкостна и проникновенна: здесь, над стихами Рубцова, было где «поплакать и душу согреть» художнику Паскину. Каждый из листов цикла «Пусть душа останется чиста» сопровождается стихотворением Николая Рубцова: слово буквально врезалось, вливалось в изображаемое. Паскин создает не городской портрет поэта — художник просквозил одиночество Рубцова зимой и холодом, который, однако, бодрит душу. Не в «железной клети» города, а в клети земляной, природной находится Рубцов — среди птиц и деревьев, и ещё — среди горькой рябины, от мороза становящейся сладкой. Тут горькая рябина/сладкая такая — оксюморон русской жизни, вообще мало понятный «гордому взору иноплеменному». Рубцов погиб в крещенские морозы... Художник сопровождает свою работу его прощальной «Элегией».
Рубцовско — паскинский цикл я бы назвала горько-полынным, но и нежным, и теплым, с доминированием светлой памяти-печали. Перед нами хор разных голосов русской жизни сразу всех времен: неслышно течет век, но и душа неслышно хранит красоту древних времен; «долгая нежность в груди» возникает и от улыбки матери, и от созерцания воды, с лодкой у ее кромки, и даже от вросшего в землю купола церковной обители. Нет ничего слишком утрамбованного, тяжелого, обытовлённого в работах художника. В них, как и у Рубцова, северная Россия видится неразгаданной и почти нездешней красотой наполненная: диво-дивное русской души сказочное Ферапонтово одновременно есть земное утоление. В рубцовском цикле художника незаметно и крепко переплетается пронзительный пейзаж души и смиренная, тихая красота земли. Но только такая — «родина тихая», «родина кроткая» дает успокоенье и чувство жгучей связи с избой и тучей, с полем и рекой, матерью и птицей небесной...
Художник работал в станковой графике, в технике акварели и литографии — в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической композиции. «Русский Север». Этот цикл работ 1995 года Владимира Паскина столь богат, столь метафизически пронзителен, что явил, кажется, всю мощь мировоззрения художника. Мощь и символическая простота — совместимы. Необъятность и бесконечность земли художник передает через овал, расходящиеся центрические каменные круги-гряды — через каменные пояса: вспоминается есенинская строчка — «веки выглодала даль». Тут нет рожающей черной и жирной землицы, тут валуны и камни создают немыслимой силы пейзаж, где «даль», действительно, главное слово, выросшее или, напротив, вросшее в русскую душу. В этих мхах, и промытых до белизны деревьях, в деревянных храмах и в больших белых птицах, наученных, как и люди, терпеть особую северную строгость жизни — в этих искусных картинах есть какая-то предельная устремленность в даль при встречном другом потоке, вызывающим желание остановиться и замереть перед грозным величием почти библейского первозданного пейзажа.
Пространство холста и белого листа боится пустоты, если только не считать, как это любят нынешние художники, пустоту своим главным смыслом. Владимир Паскин не позволял себе быть пустым. У него всегда есть внутренняя красочность бытия и отточенность смысла. Он не любит банальности и обыденности, а если уж какой предмет и попадает под луч его творческого взгляда, то он обязательно передаст хмель древности — передаст через лоскутное одеяло, и через колесо телеги, напоминающее солнце, или горделивого петуха, первым улавливающим рассветный луч; передаст через соломенную куклу, с которой тысячу лет играла деревенская девчонка.
А вот травы его родины — травы северные, очень хрупкие, нежные, осенне-желтые, лунные, быстро отцветающие. Художник даже башню северной твердыни — Кирилло-Белозерского монастыря «украсил» копной сена, но копной странной — процветшей. На макушке ее видим скромные голубые звездочки — так цветёт лён (основа северной жизни). Крестьянские родовые труды (сенокос) мастер очень тепло и очень доверчиво приблизил к монастырской обители, где человек получает «питание небесное».
Как всякий тонкий художник, он нее выносил бессодержательности и видел в мире, даже когда писал опрокинутость и одиночество, — некое постоянство глубины. «Воздух ветхости» был ему мил. У него нет героя-преобразователя, героя-деятеля или реформатора. Но не случайно дети и женщины чаще других встречаются в его литографиях и акварелях. Именно они, кажется, были для Владимира Паскина ближе к земной устойчивости, надежности. Именно они помогали и самому художнику вывести на первый план в творчестве чистую русскую суть, глубинную и молчаливую подлинную жизнь, созерцать которую он никогда не уставал.
Он родился в Нижнем Новгороде, а умер в Великом, открыв свою персональную выставку... В таких космических пределах и совершалось таинство его жизни и творчества: Волга, Север, Вольность, Вера. Вот только в одном время зла зацепило его сильным когтем: чуткое ухо в его фамилии расслышит настоящую, родовую — Пасхин! Крестьянство и христианство в нём соединилось, как соединились способности создавать личную рукотворную красоту — искусство, с добыванием смыслов из мира неучёной мужичьей культуры, что шла от земли...

Капитолина Кокшенева Источник: vrns.ru

Предзаказ нового смартфона SamsungGalaxy S10 в магазине Comfy Вулкан Royal для вашего азартного досуга Что делать, когда любишь вкусно покушать, но не любишь ходить по ресторанам? Покупка запчастей для скутеров Где можно купить качественные электротовары оптом?

Лента новостей