27.12.2014 18:45

Попрощались и остались

Попрощались и остались

Российская экономика не заметит отъезда мигрантов, потому что они никуда не уедут

В 2015 году в России смогут работать не более 275,8 тысячи иностранцев, следует из опубликованного 23 декабря постановления правительства о квотах на привлечение иностранной рабочей силы. Это существенно меньше, чем в прошлом году: тогда в Россию могло приехать 357 894 иностранца. Это ограничение касается лишь тех, кто приезжает в Россию по визе. Для граждан СНГ будут действовать другие квоты, которые определят долю иностранных работников в том или ином секторе экономики. Например, в овощеводстве, в сухопутном пассажирском и автомобильном грузовом транспорте квота на иностранный труд составит 50% от общей численности персонала. В розничной торговле алкоголем, пивом и табачными изделиями — 15%. Но гастарбайтеры и без этих новостей пакуют вещи и возвращаются домой.

До четверти мигрантов могут покинуть нашу страну еще до Нового года — объявили глава Федерации мигрантов России Мухаммед Амин и лидер общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов, по сообщению «Интерфакса». Причина — падающий рубль и платные экзамены на знание русского языка, обязательные с 1 января. Работать в России стало экономически невыгодно, объясняют лидеры диаспор. И это действительно так.

Сегодня Россия занимает второе место в мире (после США) по числу проживающих в ней мигрантов — 11 млн человек. В первую очередь, это выходцы из бывших союзных республик: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Молдавии. Именно гастарбайтеры — это главный ресурс экономики этих стран, примерно как у нас нефть и газ. За прошлый год трудовые мигранты перевели домой через официальные каналы денежных переводов $20,8 млрд, что составило около 1% ВВП России. Добавьте сюда нелегальные схемы, а также те расходы, которые гастарбайтеры несут в нашей стране, ведь многие живут целыми семьями: по оценкам Федеральной миграционной службы, на которые ссылается РГ, иностранцы производят до 8% российского ВВП. Но куда большее значение имеет их труд для стран, откуда они приехали.

Денежные переводы из-за границы на родину формируют 49% ВВП Таджикистана — это самый большой показатель в мире. На втором месте — Киргизия (29%). В данном случае под «заграницей» подразумевается именно Россия, основной рынок труда для граждан этих стран. Переводы идут в долларах, и весь 2014 год эти суммы снижаются. Причем уменьшение, которое было зафиксировано уже в первом квартале (по отношению к аналогичному периоду предыдущего года), стало первым с 2009 года, отмечают в Европейском банке реконструкции и развития. Тогда причиной было общее замедление российской экономики, которое стало очевидно уже в начале года — до ситуации с Крымом. Но дальше влиял уже неблагоприятный политический и экономический фон. Статистика Центробанка по итогам трех кварталов показывает, что денежный поток в страны СНГ снизился за год на полмиллиарда долларов. Если за три квартала 2013 года трудовые мигранты отправили на родину $15,09 млрд, то за три квартала этого года — лишь $14,58 млрд.

Уровень доходов гастрабайтеров действительно упал, причем особенно сильно в последние недели — из-за обвала рубля. Но значит ли это, что они вернутся на родину? И как повлияет их исход на российскую экономику, ведь нам столько лет говорили, что без привлечения иностранных трудовых резервов она не справится.

Попрощались и остались

Фото: Артем Житенев / РИА Новости

«Никто никуда не уедет, потому что им некуда ехать, — сказал Алексей Захаров, президент портала SuperJob.ru в интервью «Русской планете». — Да, их заработки стали меньше в долларовом выражении, но у них на родине нет и таких предложений». По его мнению, отъезд трудовых мигрантов будет носить единичный, а не массовый характер, поэтому никакого влияния на Россию не окажет.

Ровно два года назад Алексей Захаров написал открытое письмо президенту России Владимиру Путину, в котором критиковал слишком мягкую миграционную политику: она привлекает в Россию дешевую низковалифицированную силу и отнюдь не способствует модернизации экономики. Более того, соглашаясь на рабские условия, мигранты выдавливают россиян с рынка низкоквалифицированного труда.

С тех пор в миграционной политике никаких принципиальных изменений не произошло: она продолжает оставаться весьма мягкой по сравнению с другими странами СНГ, сожалеет Захаров. Вкупе с экономической ситуацией — даже текущей — это делает Россию самым привлекательным местом работы на всем постсоветстком пространстве. Поэтому если мы увидим отъезд мигрантов, то не потому, что им стали меньше платить за работу, а потому что самой работы станет меньше, соглашается главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров.

«Массовый исход мигрантов возможен лишь по причине торможения в экономике, особенно в строительстве, где, как мы знаем, их доля особенно велика, — сказал Тихомиров РП. — Уже в ближайшее время мы увидим, что эта отрасль быстро просядет из-за роста кредитных ставок и падения потребительского спроса. Как результат, будет сокращение рабочих мест: именно это и может вызвать отъезд мигрантов. Правда, возникает вопрос: а какие у них есть варианты, кроме России?»

Почти никаких, по крайней мере, у таджиков, соглашается Каромат Шарипов. «За 23 года в стране не было создано рабочих мест, более того, страна уже 23-й год будет зимовать без электричества, — говорит Шарипов в интервью РП. — Именно поэтому люди готовы ехать в Россию даже нелегально, полагая, что любые условия жизни здесь лучше, чем то, что они могут получить дома». Сегодня, по его словам, в России живет и работает около 2 млн таджиков. Уезжать им некуда. «Да, небольшое количество таджиков работает в Белоруссии и Казахстане. Однако, во-первых, все не могут переехать на заработки в эти страны, просто потому что там не будет для них работы. А, во-вторых, там тоже неспокойная ситуация с национальными валютами».

Рост нелегальной миграции также маловероятен: опять-таки из-за кризиса. Сейчас на одних только московских рынках трудятся без документов более 100 тысяч человек, утверждает Шарипов. Однако в условиях кризиса спрос на дополнительную рабочую силу — пусть и дешевую — вряд ли будет расти. Соглашается с этим и Тихомиров: по его словам, крупные компании давно ушли от практики привлечения нелегальных мигрантов, а малый и средний бизнес не захочет в тяжелых условиях кризиса брать на себя дополнительные риски.

Но есть еще один вариант трудоустройства, который выходцы из среднеазиатских республик сегодня выбирают все чаще. «Ехать воевать в Ирак, — говорит Шарипов. — Известно, что основное место вербовки — центральная мечеть на Проспекте Мира, но недавно мы выловили двух ребят, которых завербовали на рынке "Садовод". Им обещают $5000, но если они возьмут в руки автомат, смогут ли они потом вернуться к какой-нибудь мирной профессии?» Впрочем, «иракский призыв» не носит массового характера. И перед большинством мигрантов стоит куда более прозаичная дилемма: оставаться ли в России, где станет меньше работы, или возвращаться на родину, где ее нет совсем?

Часть гастарбайтеров действительно может уехать домой, где у них хотя бы есть участок земли. Шарипов уверен, что может привести к неожиданным последствиям: «Но в этом случае уже в марте они выйдут на улицы, чтобы требовать от власти честных выборов и хоть каких-то действий, направленных на развитие экономики».

Милена Бахвалова Источник: rusplt.ru

Вулкан — ТОПовое онлайн казино с международной лицензией Качественное продвижение в LinkedIn Преимущества влажного корма для собаки Какой эмират в ОАЭ выбрать для отдыха с семьей CapitalXP – обзор компании

Лента новостей