23.12.2014 13:45

Это кризис? Или предупреждение?

Это кризис? Или предупреждение?

15 и 16 декабря с.г. курс рубля к доллару и евро упал на рекордные величины.

В определенные моменты за 1 доллар давали 80 рублей, а за евро - 100. Что дальше? - задавались вопросом все, хоть как-то причастные к валютному рынку. Те, у кого имеются сбережения (в рублях) чувствовали, что разоряются. Одновременно рост цен, инфляция переступила двухзначный рубеж. Казалось, наступает катастрофа.

Кто виноват? - Здесь мнения разошлись.

Одни старались всё свалить на Центральный Банк - за плавающий курс и повышение «ключевой ставки процента» (я бы уже назвал её «учётной ставкой процента», как во всех центральных банках), которая одна в этих условиях способствовала восстановлению равновесия на валютном рынке.

Другие ссылались на падение цен на нефть и предшествующее введение санкций. Через 2-3 дня, когда Президент Путин общался со СМИ, рубль остановился или даже немного вырос. Испытанные потрясения заставляют следящих за событиями граждан всё же понять, что происходит и чего следует ожидать?

Сегодня я ограничусь лишь краткими успокоениями (это я так считаю) и предупреждениями.
В сущности мы наблюдали только определенные поверхностные явления - падение курса рубля, самое большое в мире, где сейчас относительно доллара падают национальные валюты большинства стран (кроме Еврозоны). Но Путин имел все основания, чтобы привести на пресс-конференции 18 декабря массу позитивных результатов уходящего года.

Агропромышленный комплекс собрал рекордный урожай - 104 млн. тонн, федеральный бюджет свёрстан с профицитом. Даже ожидается рост ВВП - на 0,6%. Действительно, основная часть российской экономки ещё пребывает в относительном спокойствии. Накопленные резервы едва затронуты. Предпринимательство, которое власть всё бóльше призывает повышать активность, следует призывам и вносит всё больше предложений, вкладывая всё больше усилий в спасение своих фирм.

Бросил взгляд на картину изменений последних лет. Всего 23 года назад начались рыночные реформы. 16 лет назад мы пережили финансовый кризис 1998-го года, чем-то напоминающий нынешний, которым завершился Первый трансформационный этап развития новой России.

1999 год. Начинается следующий, Второй этап. К власти приходит Путин. Цены на нефть, миновав нижнюю точку (8 долл. / бар.), меняют направление динамики. С этим возобновляется рост российской, уже рыночной экономики.

В 1999-2003 гг. главной силой подъёма является активизация молодого российского бизнеса, девальвация рубля. С Путиным во власть приходит его команда - бюрократия из Петербурга и силовых структур. С 2003 г. решающую роль начинает играть подорожание нефти и газа, влияние бизнеса на политику снижается, рыночные реформы свертываются. Происходит поворот в экономической политике, в которой ставка на доходы от экспорта углеводородов дополняется усилением государственного сектора и влияния государства. Предпринимательская активность снижается, повышается роль бюрократии. При высоких нефтегазовых доходах работа по совершенствованию рыночных и дополняющих их правовых механизмов свертывается, темпы институциональной модернизации сходят на нет. С началом нового этапа мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. кризис начинается и в России. Доходы от нефти и газа падают. С выходом из открытой фазы кризиса после 2010-2011 гг. выясняется, что без их подпитки темпы роста экономики снижаются. К концу 2013 года становится ясно, что без растущих цен на нефть при сложившейся политической системе молодая российская рыночная экономика оказалась лишенной собственных, достаточно сильных институтов роста. В 2014-ом она вступила в состояние стагфляции.

В своё время я писал о трёх сценариях последующего развития: модернизация сверху, которая была бы продолжением курса 2003-2010 гг.; радикальный решительный рывок в сторону либерализации и правового государства; постепенное развитие, основанное на сотрудничестве разных социально-политических сил, прежде всего бизнеса и бюрократии, избегающих конфронтации.
В 2011-2012 гг. в ходе протестного движения выяснилось, что радикально-либеральные силы слабы и сценарий второй, решительного рывка, в ближайшее время не имеет перспектив. Победа Путина на президентских выборах создала предпосылки для движения в сторону укрепления сложившегося режима и реализации первого сценария - модернизации сверху, который с высокой вероятностью стал бы продолжением сложившегося ранее курса.

Действия 2014 г. с сильной внешнеполитической составляющей и с укреплением авторитарных черт можно рассматривать как окончательный выбор первого сценария и интенсификацию его осуществления. Импортозамещение, поворот на Восток, идея реализации мегапроектов - отмечали черты модернизации сверху.

Последовавшие санкции со стороны Запада, падение цен на нефть, значительное сокращение возможностей тесного сотрудничества с самыми развитыми инновационными странами привели к нынешнему кризису, который только начался с падения курса рубля и усиления инфляции. Даже то, что произошло, уже ясно показывает, что первый сценарий также должен быть снят с повестки дня. Центр внимания смещается на сценарий постепенного развития, но с определенной его радикализацией, пусть не сразу. Крупная смена политики в сторону либерализации экономики, активизации предпринимательства на основе защиты его прав на пути продвижения верховенства закона, становится очевидной необходимостью. Единственная альтернатива - нарастающий упадок.
В этом контексте следует основательно подумать над дальнейшим развитием событий.

Евгений Ясин Источник: echo.msk.ru

Индивидуальный заказ печатной продукции. Разновидности полиграфии Цифровая типографская печать Запчасти для вашего скутера Сузуки Кредит под залог недвижимости в Киеве Самая молодая букмекерская контора России 1Хбет

Лента новостей