Наш кризис — лучший
В экономике нашли стагфляцию, но ЕС и США всё равно хотят поменяться с нами местами.
Экономике наконец поставили диагноз: на Гайдаровском форуме первый зампред ЦБ Ксения Юдаева назвала ситуацию в стране стагфляцией. Теперь соотечественники узнают новый экономический термин, как знают уже дефолт, девальвацию и рецессию.
Цифры подтверждают правоту Юдаевой: рост ВВП РФ в январе-ноябре 2013 года оценивается в 1,3% (а это почти уже и не рост). Инфляция же за год составила 6,5%, перевыполнив план ЦБ почти на полтора процента — только такое перевыполнение никого не порадовало.
Термин вполне прозрачен и не экономистам — это стагнация плюс инфляция. Про каждую из них можно сказать: обе хуже. Но чаще всего эти вещи друг с другом не сочетаются: при стагнации, как правило, цены не растут, что приятно, а вот при инфляции есть и плюсы — например, поддержание постоянного спроса, развитие финансовой системы (ведь надо же где-то деньги спасать от инфляции, правда?) При стагфляции имеем же только негатив как от первой, так и от второй. Явление это в экономике нечастое, но Россию вот угораздило.
И как не быть стагнации, когда все уже запаслись солью и спичками и перешли в режим экономии? Даже такой выгодный коммерческий проект, как Новый год, себя не оправдал: розница просто обвалилась, спроса нет. Объемы продаж и товарооборота в 4-м квартале прошлого года снизились до рекордных отметок.
Причем речь не о том, что люди перестали покупать телевизоры и меньше ходить в театры — этим уже не удивишь. Нет, к концу года в структуре потребительских расходов домашних хозяйств значительно снизилась доля продовольственных товаров, свидетельствуют данные Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. То есть, люди просто стали меньше есть — и это перед Новым годом. Потому что это лучший способ борьбы с инфляцией в твоем личном экономическом пространстве — просто перестать потреблять вплоть до самых экстремальных вариантов: не есть. Инфляция для малообеспеченных слоев, кстати, составляет вовсе не 6,5, а все 20-25% - это подсчитано экспертами.
А вот Евросоюз, похоже, искренне завидует нашей жизни, потому что у них как раз напротив, дефляция. Просто-таки неудачи преследуют Евросоюз — только экономика начала восстанавливаться после рецессии и тут новая напасть. Глава МВФ Кристин Лагард призвала к «решительной борьбе с дефляцией». И правда, годовая инфляция в еврозоне за январь-ноябрь прошлого года упала примерно на один процентный пункт. Дефляция опасна снижением инвестиций, сокращением производства. Ага, в России все это уже есть, только при этом еще и цены растут в пику законам экономики — похоже, она не читала их.
И неудивительно, что иностранные гости на Гайдаровском форуме только и сыпали комплиментами в адрес российской экономики. «Ваш кризис — лучший кризис», — уверял генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа, чем заслужил искреннюю благодарность премьера Медведева. «В России кризиса нет, США и Европа с удовольствием поменялись бы с вами местами», — вторил ему вдохновитель либеральных реформ 90-х годов Джеффри Сакс. Пусть теперь это согреет нам душу в суровое время стагфляции. Мы все-таки будем лучшими. Пусть хотя бы в кризисе.
Анастасия Матвеева Источник: mn.ru
Рекомендовано к прочтению
- Красные пятна: как справиться с куперозом
- One UI 8 принесёт функцию резюмирования видео с любого сайта благодаря ИИ
- Ubisoft обновила Far Cry 4: теперь 60 FPS на PlayStation 5 и Xbox Series без костылей
- Фурор ролевых игр: Oblivion Remastered и Expedition 33 возглавили чарты Steam
- OnePlus возвращает прежнюю цену на Watch 3 в США — минус $150 после отмены пошлин