18.01.2014 10:31

Из кризиса в кризис

Из кризиса в кризис

После того, как острая фаза кризиса в мире завершилась, и экономики развитых стран стали пусть и медленно, но расти, эксперты заговорили о том, что пора подумать о формировании новой модели экономического порядка. Правда, о том, какой она будет, единого мнения нет.

Для начала набросаем современную картину мира. Бедных стран на планете – 40, в них проживает 800 млн. человек, они производят 1 % ВВП Земли и имеют около 1 тысячи долларов годового дохода на душу населения. Богатые страны – это так называемый "золотой миллиард", хотя живет здесь уже 1,2 миллиарда населения. У них 60 % мирового ВВП и 36 тыс. долларов на душу населения. Большая же часть землян – это жители развивающегося мира, их насчитывается 5 млрд. человек. Общими усилиями они создают 40 % ВВП, что дает им примерно 6 тыс. долларов на душу населения.

Согласно прогнозам, рост мировой экономики на этот год составит 3,2 % (5,3 % – по развивающимся странам и 2,2 % – по развитым). Эти данные вполне можно признать удовлетворительными и тем самым считать мировой кризис в целом завершенным. Однако проблем в экономическом хозяйстве планеты меньше не становится. Так, по мнению директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, возрастает риск дефляции, которая может отрицательно сказаться на восстановлении экономического роста.

Снижение уровня цен губительно для экономики, выходящей из рецессии, поскольку повышает реальную стоимость долговых обязательств. Дефляция опасна также сокращением прибылей предприятий, снижением инвестиций и производства, что может негативно влиять на увеличение ВВП и занятость. Схожие опасения высказывают и в Европейском Союзе. В еврозоне за январь-ноябрь прошлого года инфляция упала примерно на один процентный пункт, что делает опасность дефляции вполне реальной.

Если в прежние годы драйвером мирового экономического роста являлись развивающие страны, то в 2013 году они дружно снизили темпы своего развития. Это относится к Мексике, Бразилии, Индии, Китаю. Причем, в некоторых странах возникло такое неприятное явление, как стагфляция. Для развивающихся экономик это более чем серьезный вызов. Одной из проблем мировой экономики стало снижение темпов производительности труда. За 2013 года средний рост этого показателя составил всего 0,1 %, между тем как в 2010 году он вырос на 3,9 %.

Сегодня мы имеем довольно парадоксальную ситуацию: мировые экономики показывают рост, а количество экономических проблем не только не сокращается, но и нарастает. За счет каких же факторов происходит выход из кризиса? Как считает председатель J. P. Morgan Chaise International Яаков Френкель, улучшить ситуацию помогла политическая воля руководства Евросоюза и входящих в него государств. При этом у них сохраняется огромный разрыв: если в Германии безработица всего составляет 7 %, то в Испании и Греции – 25 %, а среди молодежи гораздо выше. Сильно различается по странам уровень конкуренции и размеры трудовых затрат. Так, растет разница по этому показателю между ФРГ и Италией.

Еврозона в значительной степени отошла от предыдущей схемы функционирования, реагируя на кризис. Каждая страна сегодня должна представлять Евросоюзу проекты бюджетов на следующие годы еще до того, как этот проект поступает в национальный парламент. Создается банковский союз, и речь идет об общем механизме банковского надзора. Плюс все те инновации, которые внедрил европейский ЦБ по мониторингу банковских сделок.

Конечно же, Европа заплатила свою цену за все эти меры в виде краткосрочного экономического спада, рецессии, высокой безработицы, особенно среди молодежи. В результате кризиса в обществе растет разочарование и недопонимание общих проблем, усиливается конфликт между севером и югом континента, что очень опасно. Это требует серьезных усилий руководства ЕС, направленных на обеспечение роста в условиях стабильности.

Хотя и ЕС, и США выходят из кризиса, но происходит это по-разному. Безработица в США четыре года назад находилась на уровне 10 %, сейчас она снизилась до 7 %. В Евросоюзе она составляла 10 %, а сейчас возросла до 12 %. Но главное даже не это. В США 40 % из тех, у кого нет работы, не имеет ее полгода, а в ЕС 50 % безработных не трудятся свыше 1 года. Это свидетельствует о том, что в Америке положительные тенденции развиваются более интенсивно, чем в Европе.

Сегодня эксперты все настойчивее говорят о том, что речь идет не просто об очередном кризисе, а о глубокой трансформации мировой экономической системы. Формируется ее новая модель. Этот процесс характеризуется ростом неопределенности, многие еще недавно крупные компании переживают не лучшие времена, а то и полный крах. Их место занимают другие игроки из других регионов мира. Об этом свидетельствует и статистика. Если 20 лет назад на США, Евросоюз и Японию приходилось 70 % мирового товарооборота, то сейчас – только 30 %. Остальная часть ушла на развивающиеся рынки, преимущественно азиатские.

Меняется не только экономический ландшафт, но и политэкономические векторы. Пару десятилетий назад Запад с большой тревогой наблюдал за ростом китайского экономического дракона, которого сам же во многом и породил. А теперь он смотрит на Поднебесную, как на основную надежду в качестве экономического драйвера. Пять лет назад экспорт ЕС в Китай составлял 5 %, а сегодня – уже 10 %. И эти надежды обоснованы. Рост развивающихся экономик, в первую очередь, Китая вызван в немалой степени иной психологией. В Китае сберегают 30 центов с каждого доллара, а в США – только 15 центов. Из этого источника проистекают огромные китайские инвестиции в свою экономику и уже не только в свою, отсюда же берутся и гигантские валютные резервы страны.

Сегодня большинство экспертов сходятся во мнении о том, что один из самых главных факторов, который будет влиять на развитие мировой экономики, – демографический. К 2050 году число землян превысит 9 млрд. человек. Это потребует увеличения производства продуктов питания на 70 % по сравнению с нынешним уровнем. Демография указывает и вектор движения: за следующие 20 лет в мире появится 1,5 млрд. новых жителей планеты, из них 1,45 млрд. – в развивающихся странах. Это гигантский резервуар для экономического развития.

Но есть и серьезный вызов – безработица. Сегодня она достигла колоссальной цифры в 100 млн. человек. Из них одна треть – молодежь. Эти люди еще нигде не работали. Возникает тревожный вопрос: что их ждет, и что ждет те страны, где безработица особенно велика?

Современный мир живет не по средствам. В США спрос над доходами населения превышает 3 трлн. долларов в год. Если американцы начнут жить по средствам, то уровень их жизни упадет вдвое. Между тем, исторический опыт показывает, что ни одно государство с демократической выборной системой не может устоять, если он падает больше, чем на 40 %. Это тяжелый вызов для элиты. Она оказывается перед историческим выбором: проводить назревшие реформы означает поставить под сомнения ее право на власть и привилегии, не проводить – значит, окончательно загнать лошадь экономики.

Сегодня эти колебания элиты очень заметны. Многие реформаторские меры носят откровенно половинчатый характер. Это означает только одно: мир ушел от кризиса, мир к нему и придет. Вопрос лишь в том, насколько он будет силен. И пока новая парадигма не возобладает над старыми догмами и привычками, мир так и будет идти от одной неурядице к другой.

Владимир ГУРВИЧ Источник: novopol.ru

Красные пятна: как справиться с куперозом Секреты успешного прохождения НОК: доки и детали LR-Expert: квалифицированная помощь автомобилю Защита прав работников: шаги и советы Розкриваємо світ деталей запчастин до мотоблока

Лента новостей