20.07.2014 23:45

Когда богатство в тягость

Бережно обращаются с сельскохозяйственными землями те, у кого их мало. А вот на Ставрополье земли невпроворот

Растущие валовые показатели, «зерновые» рекорды и огромные площади сельхозземель Ставрополья ослепляют местных чиновников, парализуя их волю к трезвому анализу ситуации. А пока у властей отсутствует понимание, как рационально обращаться с собственной землей, и жители края, и бизнес оказываются невольными заложниками призрачного «богатства».

Директора меняли экстренно

Вчера «Кавказская политика» в статье «Кавказский транзит» попыталась проанализировать причины, по которым восточные районы Ставрополья стремительно теряют русское население. Пожалуй, главная среди них – это разрушение привычных экономических связей, а вместе с ними и социальной инфраструктуры. Но необратимо ли оно или власти края все же сумеют повернуть вспять эти процессы, покажет уже ближайшее время.

Первые шаги, которые пытается предпринимать врио губернатора края Владимир Владимиров, радуют. Например, в апреле при правительстве края был создан ГУП «СтавКрайИмущество», которое подчинено напрямую министерству имущественных отношений. Оно возникло на базе существовавшего с 1993 года госпредприятия «Бытовик», которое давало начальное профессиональное образование модельерам. ГУП был переименован, подчинен новому министерству, был утвержден новый устав предприятия.

Почему госпредприятие не было создано «с нуля», а появилось на базе уже существовавшего? Поскольку сейчас, когда федеральное правительство взяло курс на приватизацию госсобственности, создание новых ГУПов практически прекратилось. Но новое госпредприятие для экономики Ставрополья важно: под управлением «СтавКрайИмущества» будут собраны все недвижимые объекты, которые находятся в собственности края, но «разбросаны» сегодня по разным министерствам, ведомствам, организациям.

В июне у «СтавКрайИмущества» было создано 100%-ное дочернее предприятие – ООО «Ставропольский земельный фонд», функции которого заключаются исключительно в операциях с сельхозземлями. 22 апреля директором ГУП «СтавКрайИмущества» был назначен Дмитрий Смышляев, приехавший на Ставрополье из Свердловской области.

Но, как поделился с «Кавказской политикой» источник в правительстве, вдруг выяснилось, что у него остались некие проблемы с законом еще с прежней работы – и с 18 июня временно исполняет обязанности руководителя предприятия некая Елена Постникова. Директором ООО «Ставропольский земельный фонд», судя по ЕГРЮЛ, продолжает оставаться Смышляев. А в перспективе здесь единоличного директора не будет: доверительное управление компанией будет осуществлять именно «материнский» ГУП, а не единолично директор.

Первый объект приложения сил для ООО «Ставропольский земельный фонд» – это наведение порядка в Бургун-Маджарском сельсовете (Левокумский район), который сегодня остается самой взрывоопасной точкой на карте края.

Потому что гладиолус

Минимущество края выступило учредителем еще двух организаций. С 2002 года в Минеральных Водах действовало госучреждение «Научно-исследовательский центр комплексного изучения промышленности, транспорта и связи», которое, согласно уставным документам, было призвано заниматься изучением конъюнктуры рынка. Директором предприятия остается пятигорчанин Виталий Масликов. 26 июня распоряжением губернатора госучреждение было переименовано в «Имущественный фонд Ставропольского края» и за ним закреплены новые уставные задачи – содержание и эксплуатация объектов госсобственности, включенных в казну края. Штатная численность фонда составит 4 человека.

Другое детище минимущества – некоммерческая организация «Фонд развития инвестиционного и имущественного потенциала Ставропольского края», учрежденная 28 марта. Если верить ЕГРЮЛ, новая организация будет заниматься управлением недвижимым имуществом. Ее возглавляет Богдан Забелин, который ранее работал проректором по информационно-коммуникационным технологиям в Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (СКИРО). Да этого он трудился главным специалистом отдела инновационных и инвестиционных программ и проектов в Департаменте по науке и инновациям ЯНАО. Напомним, что именно оттуда прибыл в край и нынешний губернатор Владимир Владимиров, а сам департамент в правительстве Ямала возглавлял Виталий Хоценко (ныне министр промышленности Ставрополья).

Наконец, еще одно приобретение края – Ставропольский государственный центр исследований проблем собственности. Он появился 30 мая в статусе филиала Невинномысского государственного гуманитарно-технического института (НГГТИ), который, в свою очередь, подчинен Минобразования края. Находиться филиал будет в Ставрополе, а заниматься призван «проведением фундаментальных и прикладных исследований, направленных на выявление проблем и совершенствование механизмов и способов управления имуществом, находящимся в государственной, муниципальной и частной собственности, повышения его эффективности».

Первоначально в кулуарах правительства ходила информация, что столь важный для Ставрополья институт возглавит профессор Олег Подколзин, который является заведующим кафедрой «Землеустройство и кадастр» Ставропольского аграрного университета. Это один из самых авторитетных ученых Юга России в земельных вопросах, который уже провел огромную аналитическую работу по восточной зоне Ставрополья, будучи членом рабочей группы при министерстве Александра Коробейникова.

План по валу, вал по плану

Прекрасно, конечно, что к работе в тонкой земельно-имущественной сфере на Ставрополье привлекли ученых. Правда, в новейшей истории края подобные эксперименты уже были не раз, но неизменно оканчивались фиаско. Так, еще в 2003 году ученые СНИИСХ совместно со специалистами НИИ «Гипрозем» разработали «Генеральную схему использования почв в Ставропольском крае», которую одобрили к внедрению и правительство, и краевые депутаты.

Авторы методики ратовали за внедрение в крае так называемого «ландшафтного земледелия», которое предполагало дифференцированное использование различных по степени плодородности почв, что позволяет снизить потери от водной и ветровой эрозии. Именно подобные способы давно внедрены во всем мире, и в первую очередь в Европе, где из-за ограниченности площадей каждый клочок пахотной земли на вес золота.

А вот на Ставрополье, где сельхозземли меряют миллионами гектаров, с советского времени, напротив, гнались за «валовыми» показателями. Был «моден» метод хозяйствования, который получил название «ипатовский», – когда поля укрупняли до 600-800 гектаров, что в итоге приводило к нарастанию эрозии и переувлажнения.

Ведь сегодня на Ставрополье необычайно сложные природно-климатические условия: это 4 агроклиматические зоны и 24 ландшафта. Эти зоны и ландшафты отличаются структурой почв, степенью и формой антропогенной нагрузки, а потому и подход к ним должен быть различен.

Сегодня уже ни один эксперт не сомневается, что гигантские урожаи в шесть с лишком миллионов тонн зерна (а в нынешнем году обещают очередной рекорд) приводят к выносу питательных веществ из почвы. На гектар земли, по подсчетам специалистов Ставропольского НИИ сельского хозяйства (СНИИСХ), приходится 200 килограммов азота и 60 килограммов фосфора, в то время как в виде удобрений вносится лишь около 30 килограммов микроэлементов.

Поэтому-то сегодня степень дегенеративных процессов на сельхозземлях края такова, что только за последние 15 лет площадь пашни сократилась примерно на 0,4 млн гектаров. Вот факт: притом, что почти 40% территории края относится к зоне рискованного земледелия, на оставшихся стало выпадать намного больше осадков, что приводит к расширению зоны переувлажнения.

Так вот, если следовать научным, строго обоснованным рекомендациям, изложенным в «Генеральной схеме использования почв в Ставропольском крае», то, например, в Андроповском районе нужно было бы оставить под пашню меньше половины всех сельскохозяйственных земель, а оставшиеся передать животноводам (под орошаемое кормопроизводство либо пастбища). Поэтому-то неудивительно, что все научные методики СНИИСХа так и остались на бумаге: прибылями никто жертвовать не хочет. Ведь их нужно получать здесь и сейчас, а что будет через десять-двадцать-сто лет, никто, естественно, не задумывается.

Призрачный агропарк

Безусловно, сегодня правительство Ставрополья должно вернуться к такой схеме, чтобы обязать и фермеров, и владельцев личных подворий соблюдать единые «правила игры»: что и как выращивать на своих полях, какие агротехнологии и защитные мероприятия использовать. Ведь у нас в крае, увы, землей сегодня распоряжаются все, кому не лень. А, скажем, во многих европейских странах взять земельный клин в аренду невозможно, если не предоставишь справку о сельскохозяйственном образовании. У нас же на земле работают все желающие.

Более того, в крае отсутствует единый, комплексный подход к территориальному планированию: где конкретно размещать какие производственные мощности, в том числе и в АПК. Пожалуй, самый яркий пример, который сегодня у всех на устах, – это многострадальный агропарк «Ставрополье» в Минераловодском районе, около федеральной автотрассы «Кавказ». В понедельник на думской планерке краевой депутат от Минвод Айдын Ширинов рассказал, что сейчас дела в агропарке обстоят всё хуже: совсем недавно сокращены 50 человек, и по сути, трудиться остались только сторож и директор. Парламентарии решили официально обратиться на имя федерального министра сельского хозяйства Николая Фёдорова, который в свое время активно поддерживал этот проект.

Но, конечно, самая плачевная ситуация именно на востоке Ставрополья. Взять хотя бы Левокумский район. Финансовые показатели сельхозпредприятий района, вроде, должны вселять оптимизм: в прошлом году здесь было выращено втрое больше зерна, чем годом ранее, в два раза выросла прибыль и в полтора раза валовый доход от продажи сельхозпродукции. Но если разобраться, то валовые показатели не так и радуют.

Сегодня, по документам, в Левокумском районе на 430 тысячах гектаров сельхозугодий ежегодно аграрии выращивают продукции более чем на 3,5 млрд рублей. Только вся она почти «транзитом» поступает в другие районы и регионы, где есть перерабатывающие мощности. А значит, там остается и добавленная стоимость, и налоги, и зарплата... То же самое, скажем, в Нефтекумском районе, где из всех пищевых предприятий остался еле теплящийся молзавод, пара мукомольных цехов да элеватор. А там ежегодно сельхозпродукции выращивают на 3 млрд рублей.

Вот и получается, что в отсутствии понимания, как рационально обращаться со своей землей, мы оказываемся невольными заложниками собственного «богатства». Валовые показатели и огромные площади словно бы ослепляют чиновников, парализуя их волю к трезвому анализу ситуации. По крайней мере, так было последние лет двадцать. Может, при новом губернаторе хоть что-то изменится?

Антон Чаблин Источник: kavpolit.com

Автоматы в PM Casino – способ реального заработка Пакеты с подписчиками для Twitch по выгодным ценам EDELWEISS Р2000 – отличный инструмент для инженеров и дизайнеров Где покупать качественные канцтовары? Профессиональная оптовая метизная компания

Лента новостей