16.07.2014 13:55

Казаки требуют земли

Терский атаман Вячеслав Пилипенко пошел по стопам своего предшественника, требуя пашни

Вопросом обеспечения терских казаков землею занялся Комитет по обороне и безопасности Совета Федерации РФ. На выездном заседании в Ессентуках эту тему поднял недавно избранный атаман Терского войскового казачьего общества Вячеслав Пилипенко. Его предшественнику, попросившему для казачества 100 тысяч гектар земли, квоты на вылов рыбы и два предприятия в управление, это стоило атаманской должности. Однако новый предводитель терцев имеет больше шансов, так как является еще и помощником полпреда в СКФО.

Земля не в дружбу, а в службу

Новый атаман Терского казачьего войска Вячеслав Пилипенко столкнулся с теми же трудностями, что его предшественник Сергей Клименко. Для решения задач, возложенных на казаков государством, от патрулирования улиц до создания армейского резерва, нужны материальные ресурсы. Поэтому со сменой атамана не изменились основные казачьи требования. На выездном заседании комитета по обороне и безопасности Совета Федерации в Ессентуках Пилипенко попросил у властей регулярного финансирования казачьих дружин и создания казачьего земельного фонда.

«Мы не плачемся, что у нас мало денег, – заявил атаман сенаторам. – Царь раньше что давал? Ружье и землю. И все. И наши предки выполняли любые задачи. Сегодня мы говорим: сделайте земельный фонд для нас, для казаков. Сегодня земля расходится, государственная земля разбазаривается – дайте ее нам… Если нам положено законом, что мы имеем право без всяких комплексов получать землю – не делайте нам препятствий».

Председатель комитета Виктор Озеров доводы принял и рекомендовал атаману составить реестр федеральных земель в Ставропольском крае, которые можно передать казакам.

Ошибка Клименко

Год назад землю просил и предыдущий атаман ТВКО Сергей Клименко. В обращении войска к президенту России по результатам схода в городе Лермонтов говорилось, что казакам нужно выделить 100 тысяч гектаров сельскохозяйственной земли. Но не только это. В списке требований также значились ГУП «Кизлярский коньячный завод» и ОАО «Кавминкурортресурсы», которыми казаки хотели управлять. Кроме того, они хотели получить квоты на вылов морепродуктов в Каспийском море. В общем-то, и земля, и завод, и рыбная ловля до революции 1917 года казакам и принадлежали. Но предложение вернуть все это казачеству в наше время вызвало массу насмешек, за которыми скрывалось негодование.

Помимо слишком больших для первого раза запросов, Клименко нарушил субординацию. Обращение было направлено не полпреду в СКФО Александру Хлопонину, который успел многих разочаровать пустыми обещаниями все тех же земель, и даже не главе Совета по делам казачества при президенте России Александру Беглову, а лично президенту.

Властям края и округа это все очень не понравилось, и вскоре после схода началась травля Клименко. Когда его, в конце концов, отправили в отставку, он заявил, что на него оказывалось сильное давление.

Нового атамана избрали спустя полгода. Им стал человек из команды Александра Хлопонина – его помощник Вячеслав Пилипенко. После смены полномочного представителя президента в СКФО атаман остался на той же должности в полпредстве. С одной стороны, это повысило шансы терского казачества на удовлетворение чаяний о земле. С другой стороны, оно стало полностью подконтрольным и лишнего не попросит.

+33 тысячи гектаров

По словам первого товарища атамана ТВКО Ивана Устименко, войско сейчас хотело бы получить 33 тысячи гектаров пашен. «Бизнес-план по их использованию пока не составлен, потому что мы не знаем, будет ли решен вопрос о выдаче земли, – отметил он в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТА. – Когда появится ясность, будут выделены деньги и составлен план, кто будет заниматься, чем заниматься, и сколько с этого мы будем получать».

Экс-заместитель бывшего атамана по экономическим вопросам, лидер Ставропольского регионального отделения партии «Родина» Михаил Середенко подчеркивает, что ни Клименко, ни Пилипенко не просили эти земли для себя лично. «Кадетские корпуса нужны? Нужны. Воспитанием надо заниматься? Надо. А кто будет заниматься на общественных началах? Если кто-то так говорит – он врет, – заявил Середенко. – Земля нужна? Нужна. Надо же, чтобы молодежь оставалась? Надо. От этих вопросов зависит демографическая ситуация».

Вместе с тем Середенко предостерегает власти от «очередного забалтывания» проблемы. «Сказал Клименко – и попал в немилость. Хотя, что такого он попросил? У нас в крае есть олигархи, у которых по 300-500 тысяч гектаров земли. В Ставропольском крае всего 6 миллионов гектаров земли. Казаки попросили шестидесятую часть. Им не дали. А когда тревога, просят: «Казаки, помогите». Казаки помогут, они доказали свою преданность России-матушке. Они и в Приднестровье, и в Крыму, везде, где русские люди. Собрались и поехали. Но почему такое отношение к казачеству? Почему нас на земле, политой кровью наших предков, превратили в клоунов? Для чего это делается?» – риторически вопрошает казак.

Ревизия казачьего имущества

Если быть до конца честными, то землю терскому казачеству в 90-е годы уже дали, хоть и не в большом количестве. «В каждом отделе, в каждом хуторском казачьем обществе есть понемногу земли, и она обрабатывается. Доходы с нее пускают на отдел, на станицу, – утверждает Иван Устименко. – Но для того, чтобы у войска были деньги, нужно вопрос решать масштабно».

Как отметил на том же ессентукском заседании комитета по обороне и безопасности Совета Федерации заместитель председателя краевой Думы Юрий Гонтарь, казачьим общинам на данный момент выделено 34 тысячи гектаров земли. «Но многим нечем ее обрабатывать, поэтому казаки порой вынуждены сдавать землю в субаренду», – сказал он.

Сами казачьи общества, по закону, являются некоммерческими организациями, выступать в роли производителей продукции не могут, и еще и поэтому сдают землю в аренду. Таким образом, частенько оказывается, что казачьи наделы обрабатывают дагестанские фермеры, а потом казаки жалуются на миграцию из соседних республик. Арендную плату нечистые на руку атаманы кладут в карман себе и своим заместителям, хотя в идеале эти доходы должны идти на развитие казачества.

Поэтому, прежде чем просить новую землю, войску следовало бы провести ревизию имущества. Клименко, как подчеркивает Михаил Середенко, этого сделать просто не успел. «Не секрет, что в казачестве были и есть люди, которые пришлю туда подзаработать. Некоторые приватизировали землю на себя. Поэтому и Клименко убрали, потому что боялись, что он эти данные поднимет», – отметил наш собеседник.

Из тех земель, что казачеству были выданы ранее, половина, по его словам, – это выпаса, а не пахотные земли, поэтому их можно даже не учитывать. «А есть пахотные земли, которые некоторые деятели обрабатывают таким образом: взяли эту земельку и сдают. Три тысячи рублей стоит аренда гектара. Вот и посчитайте, сколько получается с 10 тысяч гектаров? 10 миллионов в год! Но это не значит, что все казаки такие», – уточнил наш собеседник.

Почему земля только войску?

В нереестровом казачестве к вопросу о наделении казаков землей подходят более глобально. Атаман общественного Терского казачьего войска Михаил Инкавцов считает, что казаки должны прежде всего добиваться признания себя народом, а затем своей полной реабилитации за геноцид начала XX века. «Реабилитация нас как народа подразумевает возврат земли. Но речь не о 100 гектарах или одном озере. Все, что было незаконно отнято за годы советской власти, нужно вернуть», – заявил атаман в разговоре с корреспондентом КАВПОЛИТА.

На вопрос, каким образом можно вернуть казакам земли, если на них уже живут другие люди, он ответил: «Этот вопрос решается. В Латвии, Литве возвращают людям земли цивилизованным путем, и здесь, значит, можно».

Светлана Болотникова Источник: kavpolit.com

Риски ДНК-паспортизации Техника для СТО Надежные фрезерные станки с ЧПУ на выгодных условиях Казино с лучшими игровыми автоматами GMSlots Удаление зуба и одномоментная имплантация

Лента новостей