Аварский транзит

В Дагестане объявлена стоимость крупнейшего инфраструктурного проекта в регионе – Аваро-Кахетинской дороги, которая должна связать горную часть республики с Грузией. Строительство оценивается в 28-32 млрд рублей. Но реализация проекта будет зависеть от того, в какие сроки к нему удастся подключить федеральный центр, и от позиции грузинской стороны.
Дорога в светлое будущее
Первые работы по строительству Аваро-Кахетинской дороги начнутся в августе, сообщил руководитель ГКУ «Дагестанавтодор» Загид Хучбаров на круглом столе, состоявшемся на днях в махачкалинском «Доме Дружбы». Дорога будет представлять собой 83-километровый участок маршрута Махачкала–Тбилиси (470 км), который пройдет по территории четырех муниципальных образований горной части Дагестана – Шамильского, Тляратинского и Цунтинского районов, а также Бежтинского участка.
Руководством республики дорога позиционируется как «прорывной проект горного Дагестана». Транспортное сообщение между Дагестаном и Грузией было прервано еще в 1997 году, и с тех пор о необходимости его возобновления говорилось неоднократно. Реальный шанс на восстановление Аваро-Кахетинской дороги, строительство которой началось еще в середине 19 века, появился после того, как главой республики стал Рамазан Абдулатипов, уроженец Тляратинского района, через который проходит ее маршрут. В одном из интервью сразу после назначения врио главы Дагестана Абдулатипов сообщил, что попросил курировать проект президента Владимира Путина.
О начале разработки техусловий и проектно-сметной документации дороги впервые сообщил в ноябре прошлого года Ширухан Гаджимурадов – министр транспорта, вернувшийся в республику вместе с Абдулатиповым после длительного периода работы в Москве. На данный момент, по словам Загида Хучбарова, Дорожный фонд Дагестана выделил 63 млн рублей на разработку проекта, который включает 5 тоннелей и 25 мостов, а также специальные галереи в лавиноопасных зонах.
Дагестанская общественность связывает со строительством Аваро-Кахетинской дороги большие надежды на возрождение экономической активности в горной части республики. «Для горцев это исторически важная дорога, это артерия, которая будет способствовать сокращению оттока населения на равнину. Дагестанцы хорошо знают, как дороги создают рабочие места: один лепешку продаст, другой гайку подкрутит. Но в данном случае можно рассчитывать и на появление крупных торговых комплексов и логистических центров», – говорит Гаджимурад Раджабов, генеральный директор махачкалинского PR-агентства «МедиаФакт», выступившего одним из организаторов круглого стола.
В подтверждение этих слов можно привести целый торгово-логистический «куст», возникший в Левашинском районе Дагестана на дороге, по которой ездили в Махачкалу жители аварских районов республики до сдачи в эксплуатацию Гимринского тоннеля в 2012 году. А после строительства этого тоннеля, заметил Загид Хучбаров в ходе круглого стола, интенсивность движения увеличилась в три раза. Кроме того, дорога будет способствовать расширению отношений между аварцами, проживающими в Дагестане и Кварельском районе Грузии.
В то же время, подчеркивает Гаджимурад Раджабов, Аваро-Кахетинская дорога – это не «местечковый» проект. Он имеет значение для всей России: «Военно-Грузинская дорога через Осетию часто бывает перекрыта из-за погодных условий, а на дагестанском участке границы нет таких рисков, хотя пока нет и такого грузопотока».
В настоящее время объемы торговли Дагестана с Грузией в самом деле невелики. По данным Северо-Кавказского таможенного управления, в прошлом году в Дагестан было импортировано грузинских товаров на сумму 6,423 млн долларов (6,36 тысяч тонн), экспортировано на 696 тысяч долларов (210 тонн), темп роста торгового оборота в сравнении с 2012 годом составил 144,6%.
Для сравнения, из другого сопредельного государства – Азербайджана – Дагестан в прошлом году импортировал продукции на 262,1 млн долларов (286 тысяч тонн), а экспортировал – на 31,2 млн долларов (47 тысяч тонн), динамика роста за год – почти 85%. Таким образом, разрыв в объемах торговли республики с двумя своими соседями сейчас превышает 40 раз в пользу Азербайджана, с которым Дагестан соединяет федеральная автодорога М29 «Кавказ» (европейская маркировка – Е119, азиатская – АН8).
Все пути ведут в центр
В реализации амбициозного замысла Дагестан изначально рассчитывает на помощь федеральных властей. «Только за счет республиканских средств мы эту дорогу построить не сможем. Будем участвовать и в разных программах частно-государственного партнерства, а также надеемся на помощь федерального центра», – сообщил Загид Хучбаров в ходе круглого стола. Сроки окончания строительства дороги, по его словам, станут понятны после определения всех источников финансирования и начала работ.
В качестве главного аргумента в пользу проекта Дагестан сейчас может предъявить федеральным властям формируемую в республике инфраструктуру для развития дорожного строительства. Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова в конце прошлого года начала строительство сети асфальтобетонных заводов: один из них был открыт в Кумторкалинском районе, два других появятся в Лакском и Хунзахском районах, неподалеку от тех мест, где планируется строительство Аваро-Кахетинской дороги. Кроме того, в переговорах с федеральным центром может быть использован лоббистский потенциал Ширухана Гаджимурадова, который десять лет проработал в Департаменте государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ.
Однако переговоры с федеральным центром не обещают быть простыми – здесь можно вспомнить судьбу давнего проекта строительства еще одной дороги через Большой Кавказский хребет, которая, по замыслу его инициаторов, должна связать Карачаево-Черкесию с Черноморским побережьем. Обсуждались два варианта: либо восстановление заброшенной Военно-Сухумской дороги, проходящей по территории Абхазии, либо строительство новой дороги Черкесск–Адлер длиной 276,5 км.
Стоимость проекта стремительно росла: в 2003 году называлась сумма в 20 млрд рублей, а в конце прошлого десятилетия – уже порядка 73 млрд рублей. О необходимости строительства дороги не только для республики, но и для всего Северного Кавказа говорили и бывший глава КЧР Борис Эбзеев, и нынешний Рашид Темрезов, но проект так и остался на бумаге. В конце прошлого года заместитель полпреда президента в СКФО Максим Быстров заявил, что денег на его реализацию у правительства нет.
Грузинский фактор
А в случае со строительством Аваро-Кахетинской дороги необходимо еще учитывать такой фактор, как позиция Грузии. Несколько лет назад грузинская пресса весьма нервно отреагировала на заявление Владимира Путина, посетившего Дагестан в феврале 2008 года, о том, что из Ботлихского и Цумадинского районов республики будет проложена дорога к грузинской границе. «Почему российская сторона вдруг захотела проложить еще одну дорогу через Кавказский хребет, когда фактически бездействует Военно-Грузинская дорога? Не скрыт ли здесь опасный яд в подслащенной в последнее время пилюле российской дипломатии?» – задавалось вопросами одно из тбилисских изданий. Новый повод для размышлений у грузинских алармистов появился всего через несколько месяцев, после конфликта в Южной Осетии.
Правда, после того, как Михаил Саакашвили покинул пост президента Грузии, в отношениях между Москвой и Тбилиси наметились признаки существенного потепления. Но в то же время очевидно, что Аваро-Кахетинская дорога – проект межгосударственный, и без встречного движения с сопредельной стороны он будет восприниматься как игра в одни ворота. Если же Грузия даст дороге «зеленый свет», то это может повлечь за собой и другие аналогичные проекты. Например, в октябре 2012 года глава Чечни Рамзан Кадыров говорил в телеинтервью о возможности восстановить сообщение с Грузией благодаря строительству дороги через село Итум-Кали (рядом с которым ведется строительство курорта Ведучи), но этому мешает наличие во главе Грузии Михаила Саакашвили.
Грузинский министр по реинтеграции Пата Закареишвили неоднократно намекал, что его страна готова рассматривать совместные транспортные проекты с Россией (в частности, восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию), и теперь инициативы руководства Дагестана должны получить оценку официального Тбилиси.
Шамиль Алиев Источник: kavpolit.com
Рекомендовано к прочтению
- Красные пятна: как справиться с куперозом
- One UI 8 принесёт функцию резюмирования видео с любого сайта благодаря ИИ
- Ubisoft обновила Far Cry 4: теперь 60 FPS на PlayStation 5 и Xbox Series без костылей
- Фурор ролевых игр: Oblivion Remastered и Expedition 33 возглавили чарты Steam
- OnePlus возвращает прежнюю цену на Watch 3 в США — минус $150 после отмены пошлин