21.06.2014 20:00

Декларации о доходах: почему Сечин прав

Декларации о доходах: почему Сечин прав

Игорь Сечин - настоящий символ эпохи. Даже не Путин, который при всех своих гэбэшных замашках, авторитаризме, дворовой лексике, все-таки претендует на некоторую историческую миссию. Но он где-то там, очень высоко, куда даже боярам не добраться. Настоящим символом становится именно Сечин - демиург, «серый кардинал», самый влиятельный приближенный президента, распорядитель миллиардов и вершитель судеб. Так вот, каждому его шагу, каждому его слову придается особое значение - за ними видят тренд или диагноз современности. Именно поэтому отказ Сечина публиковать декларации о доходах топ-менеджеров «Роснефти» вызвал в СМИ буквально шквал критики.

«На президентской позиции Игоря Сечина не касаются всякие чиновнические ограничения и сложности, и то, что можно не рассказывать о своем благосостоянии (см. стр. 10), - мелочь по сравнению с возможностью заключать гигантские контракты, покупать буквально все, что захочется, наконец, по сути, не отвечать ни за какие свои действия ни перед кем, кроме кремлевского покровителя!» - негодует Кирилл Харатьян на страницах газеты «Ведомости», назвавшей главу «Роснефти» человеком недели.

«В послании, содержащем в себе отказ отчитываться о доходах, по сути сказано вот что: законы, подзаконные акты, указы президента, постановления и распоряжения правительства - это все для широких масс, миллионов. Мы, реальное Политбюро, живем, аккумулируем финансы, распределяем их, ведем себя в публичной и частной жизни и руководим вами так, как хотим сами. Ибо мы - хозяева. А хозяева неподотчетны такой фикции, как «народ», которая зафиксирована еще в одной бумажке для миллионов - Конституции», - расстраивается редакция «Газеты.ру». Эти чувства несправедливости, отчаяния, неприятия отвратительной, подчеркнутой наглости разделяют наверняка все, кто так или иначе понимает, что происходит сегодня в стране.

Но на ситуацию можно посмотреть совсем с другой стороны. И с этой точки зрения Сечин оказывается прав.

Во-первых, бизнес, какой бы он ни был, всегда живет по законам дикого капитализма, «цивилизованность» которого регулируется только государством. «Народ», «хозяева», «справедливость» - это все из понятийного аппарата популизма, которые с реальными коммерческими и правовыми отношениями ничего общего не имеют. Там, где можно избежать лишних обременений, не встретив сопротивления, бизнес будет это делать.

Почему Сечин не захотел публиковать декларацию о доходах? Вряд ли тут стоит искать тайный смысл или стремление скрыть свое реальное положение. Ответ прост: закон не обязывает. С какой стати менеджер крупнейшей госкорпорации должен отвлекаться на «хотелки», продвигаемые политиками (а инициатива изначально исходила в этих вопросах от ненавистного ему Дмитрия Медведева), а затем долго оправдываться, пока общественность перемывает косточки руководителям «Роснефти», пересчитывая их доходы, машины, квартиры? Если нет четкой обязанности делать это добровольно, прочее - вопрос благотворительности. Некоторые возразят и скажут, что для крупных корпораций раскрытие информации - это важнейший шаг навстречу инвесторам, это продвижение по пути цивилизованности и развитости корпоративного управления, это вопрос социальной ответственности крупного бизнеса.

Однако, например, на Западе публикация деклараций о доходах глав госкомпаний - вещь исключительная. Безусловно, есть традиция рассказывать о полученных зарплатах и бонусах в отчетности топ-менеджеров перед акционерами. Декларации о доходах также подаются в компетентные органы, которые следят за отсутствием конфликтов интересов. Кстати, во Франции, например, с большим трудом был принят в прошлом году закон, обязывающий всех «политически ответственных фигур», то есть тех, кто избираем, публиковать свои декларации о доходах и имуществе. Это случилось после скандала с ушедшим в отставку министром бюджета Жеромом Каюзаком. Последний «забыл» задекларировать счет в Швейцарии. Так вот после этого парламент по инициативе Франсуа Олланда, пытавшегося отмыться от грехов однопартийца, принял закон, значительно расширявший перечень должностей, обладатели которых обязывались публиковать декларации. Особенно много возмущения вызывал тот факт, что от обнародования освобождались главы госкомпаний, которые при этом очевидно зарабатывают гораздо больше госслужащих. Тем не менее каждый гражданин имеет право обратиться в префектуру и запросить бумажную версию декларации о доходах и имуществе без права ее распространения или публикации в СМИ.

Во-вторых, претензии по вопросам о декларировании доходов нужно предъявлять не Сечину, а Путину и Медведеву. Тот факт, что глава публичной компании, контрольный пакет акций в которой принадлежит государству, является неформальным «хозяином» в ТЭКе, а также фигурой, способной продавливать решения в обход правительства и оказывающего влияние на сферы, выходящие за рамки его полномочий, - это отражение той политико-правовой реальности, которая сложилась при избранном нами президенте и назначенном им премьере. Это слабость государственных институтов перед лицом неформальных связей и отношений. И это сознательный выбор Путина, идущего на поводу у «доверенных лиц» (вовсе не тех, что делали его избирательную кампанию) и предпочитающего решать дела с «реальными ребятами» за поеданием глухарей, а не с игрушечным премьером на постановочных совещаниях.

В-третьих, в федеральном законе «О противодействии коррупции», принятом в 2008 году по инициативе Медведева, речь идет о необходимости публиковать сведения о доходах в интернете и на официальных сайтах лицами, «замещающими отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами». Это преимущественно госучреждения и предприятия, госвузы и т.д. Недавно к этому списку добавили ОАО «Роснано», которое уже давно не является госкорпорацией, а также госбанки - ВТБ и Сбербанк. Публиковать декларации должны госкорпорации, действующие на основании специально принятого закона, а также госкомпании, чьи руководители назначаются президентом или главой правительства. Президент «Роснефти» избирается советом директоров, где представители государства руководствуются директивой правительства. Таким образом, на сегодня действительно госкомпании, в которых государство имеет контрольный пакет, не обязаны публиковать декларации о доходах и имуществе своих руководителей.

Тем не менее из СМИ мы узнаем, что глава аппарата правительства Сергей Приходько направил госкомпаниям телеграмму, в которой содержится требование обнародовать декларации. По данным «Ведомостей», правительство послушались «Россети», ОАО «ФСК ЕЭС», «Транснефть», «Зарубежнефть» и несколько других. Ключевой вопрос заключается не в том, почему Сечин не стал добровольно проявлять инициативу и делать больше, чем требуется, а в том, почему Приходько из правительства толкует законы и указы в расширительном смысле. Разве что его телеграмма носила рекомендательный характер. И вопросов тут появляется еще больше: например, о степени компетентности правительственных чиновников или о завышенных ожиданиях кабинета министров относительно своих реальных полномочий. Но это, кажется, уже диагноз, и относиться к этому нужно снисходительно. Так что добровольное согласие Сечина все-таки обнародовать декларации - повод похвалить, а не критиковать. И именно этим свои шагом Сечин доказывает, кто в действительности определяет правила игры.

Татьяна Становая Источник: slon.ru

Бесплатные слоты Азино для всех любителей азартных игр Лучшее казино с онлайн-автоматами Азино777 Великое множество современный и классических онлайн игр Лучшее азартное развлечение в интернете – игровые автоматы Вулкан Изучение английского – дома или в группе?

Лента новостей