Глава Дагестана планирует промышленное развитие в Каспийске
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов накануне с рабочим визитом посетил Каспийск - самый близкий к дагестанской столице город. После поездки в своем аккаунте в «Вконтакте» он оставил запись, в которой в частности говорится: «В первую очередь нужно думать о развитии Каспийска как промышленного города и использовать для этого имеющиеся механизмы и ресурсы. В Каспийске пока функционирует только 3 промышленных предприятия. Нам всем нужно работать по-новому! Думать и жить цивилизованно! Многие люди привыкли платить кому-то дань. И главное, по сторонам, вместо налогов в казну. Устойчивое развитие города возможно только на основе стабильной налоговой базы».
Практически это может означать начало новой стратегии экономического развития региона, через возрождение производства в муниципалитетах. Рамазан Абдулатипов отличается тем, что часто бывает с плановыми и неплановыми выездами в районах региона, часто в таких поездках заявляются стратегические ориентировки дальнейшей стратегии развития региона, заявляются идеи и планы руководства республики.
Улучшить промышленный потенциал – расширить налоговую базу
«Мы должны понять, что, заплатив налоги, мы получаем социальные гарантии и освобождаем деньги для строительства школ и больниц. Необходимо решить земельные вопросы и повысить инвестиционную привлекательность города. Инвестпроекты мы обеспечиваем коммунальной и социальной инфраструктурой», – говорится в публичном обращении Рамазана Абдулатипова, и это характеризует основной курс уже второго года его руководства республикой.
Сам Каспийск – типичный социалистический городок, детище первых советских пятилеток. Очень молодой, он получил статус города в 1947 году, ранее был рабочим поселком при заводе «Двигательстрой», построенном в 1931 году. Бывший промышленный город ориентирован исключительно на рабочие заводы, располагающиеся в городе.
Каспийск в постперестроечный период, когда у заводов резко сократилось количество государственных заказов, пришел в большой упадок, превратившись в некий спальный район Махачкалы. Да и сами некогда славные советские заводы, занимавшиеся оборонным производством, остались не у дел. Завод «Дагдизель» в последние годы приспосабливается к реалиям нового формата рыночных отношений. Оно и понятно – завод не был четко военным, у него были дополнительные параллельные производственные линии, за счет которых он в итоге и выжил.
Экономист Исламутдин Давдиев считает, что оказавшийся в самом сложном положении Каспийск именно сегодня, в период ориентации развития региональной экономики, имеет большие шансы на возрождение. «Почему-то практически все ресурсы экономического потенциала периода восстановления российской экономики часто направляются на развитие центральных городских коммуникаций и возможностей. Но Дагестан – это не только Махачкала, а Махачкала – далеко не все возможности Дагестана», – считает эксперт.
Именно за таким подходом будущее, утверждает экономист и продолжает: «Если обратить на это внимание и понимать это, то Дагестан вполне может стать одним из ведущих регионов с достаточно высоким уровнем развития. Республика вообще очень удобно разделена, есть четкие ориентиры по районам: в данном случае Каспийск – определенно промышленный, заводской город. Кстати, завод имени Гаджиева, расположенный в Махачкале, собирались перенести в окрестности Каспийска – считаю это решение правильным. Появилась бы возможность совместного налаживания производства и объединения ресурсной перспективы», – считает Давдиев.
Будущее за развитием периферии
Помимо развития производства, в ходе визита говорили и о параллельной, но не маловажной проблеме – дефицит подготовленных специалистов для промышленных предприятий. В период расцвета каспийских промышленных предприятий в городе был основан механический техникум и кораблестроительный институт – филиал легендарного Ленинградского кораблестроительного института (в 1972 году он был преобразован в филиал Дагестанского политехнического института). Однако запущенность сферы привела к спаду популярности профессии, и как следствие, к низким наборам в этих учебных заведениях.
«Сегодня я попросил представить мне молодого кандидата на должность заместителя министра промышленности, но ответа не последовало. Мне приходится приглашать специалистов из Саратова, Москвы и других регионов, потому что за последние годы трудолюбивый и грамотный дагестанский народ, видя равнодушие со всех сторон, разучился работать, – говорится в обращении Абдулатипова после поездки в Каспийск. – Предложил активу города создать Клуб молодых инженеров и провести деловую игру для разработки приоритетных программ развития Каспийска. Это уникальный приморский город, и мы должны, не ожидая появления внешних факторов, рационально использовать внутренний потенциал».
На сегодняшний день попытки повышения престижности технических специальностей пока разбиваются о ментальность. Однако Заурбек Сафамеджидов, юрист, считает, что если профессия имеет гарантии на безбедное существование, то она всегда будет престижна, вне зависимости от «модности» той или иной профессии.
«Что толку от того, что родители, выбиваясь из сил, устраивают детей в перспективные престижные вузы, на модные факультеты. Сейчас, я думаю, уже должно прийти понимание, что пора прекратить с дипломами юристов и экономистов шить обувь и подрабатывать на стройках, за неимением другой возможности трудоустройства», – считает эксперт.
Он поддерживает те задумки, которые декларируются Абдулатиповым. «Он очень правильно делает, что не сидит на одном месте, а постоянно общается, встречается с людьми. Это рождает новые идеи, полезные задумки и реальный анализ ситуации. Люди не станут молчать, если у них есть возможность высказать напрямую руководителю региона, попросить или пожаловаться!» – считает он.
Юлия Разбежкина Источник: kavpolit.com
Рекомендовано к прочтению