17.04.2014 10:20

Сколько заплатит Путин Лукашенко за поддержку против Украины?

Сколько заплатит Путин Лукашенко за поддержку против Украины?

Белорусский Совмин утвердил соглашение с правительством России о выделении финансового кредита. Ни сумма кредита, ни сроки или порядок его выдачи не указываются. Почему Лукашенко тянет Беларусь в долговую яму Кремля?

- Скорее всего, речь идет о кредите, о котором Беларусь и Россия предварительно договорились в декабре прошлого года, — считает финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб. — Причем, что интересно, сразу сторонами назывались разные суммы. Беларусь тогда говорила о сумме в два миллиарда долларов, а российская сторона вела речь о кредите до полутора миллиарда долларов.

Кредит, который пришел от дочки одного из российских банков буквально в последний день 2013 года, в сумме 450 миллионов долларов под 4% годовых сроком на 10 лет — это, как считалось, бридж-кредит в счет поступления ожидаемых денег.

Некие принципиальные договоренности о кредите достигнуты, но сумма еще не утверждена. И, возможно, сумма кредита и сроки могут быть вопросом переговоров на ближайших встречах в рамках евразийского экономического сообщества.

— Какие условия могут выдвинуть для предоставления такого кредита?

— Трудно судить. Обычно подобные условия выдвигают такие институты, как МВФ, Всемирный банк или Антикризисный фонд ЕврАзЭС. А межправительственные кредиты публичными условиями не обставляются – психология такая. Это могут быть непубличные договоренности.

С осторожностью можно предположить, что поддержка Беларусью России на Генассамблее ООН, когда шло голосование по крымскому, украинскому вопросу, уже сама по себе заслуживает денежных вливаний со стороны РФ.

— Для чего сегодня в первую очередь Беларуси нужны деньги? Какое место самое больное?

— Совершенно очевидно, что это снижающиеся золотовалютные резервы. Чуть более 5 миллиардов долларов ЗВР — это меньше полутора месяцев импорта. Думаю, что любые кредиты будут направляться на пополнение ЗВР, а далее при неизменной экономической и валютной политике деньги банально потратят на сдерживание курса доллара.

— Не становится ли Беларусь слишком закредитованной страной?

— Если говорить о критических уровнях, то в мире есть такие эмпирическое оценки, что опасным становится государственный долг свыше 90% ВВП. Хотя, например, во многих западных странах долг составляет свыше 100% ВВП, что не приводило к кризисам. В Греции серьезный кризис возник, когда долг превысил 120% ВВП.

У нас валовый долг составляет порядка 70% — это долг и государства, и частных компаний, и банков, причем госдолг меньше 50% ВВП. Сами по себе эти цифры достаточно безопасны, они говорят о том, что потенциал наращивания долга еще есть. Но в ситуации, когда не реформируется экономика, единственной надеждой властей является привлечение новых денег.

— Существуют ли потенциальные «поставщики средств» в Беларусь, кроме России?

— Похоже, что на данный момент нет. Есть МВФ, но он ставит жесткие условия по началу глубоких структурных реформ, которые должны быть поддержаны на самом высоком уровне – на уровне главы государства. Без этого фонд никаких денег не даст. Размещать евробонды на внутреннем рынке, да и на внешнем все тяжелее и тяжелее.

Есть запасной вариант, который не связан с наращиванием долга, — это приватизация крупных объектов. Но у нас серьезная проблема в этой области – завышенная оценка белорусских предприятий. К примеру, уже сколько лет не могут продать госдолю в МТС.

В ближайшее время крупных сделок (особенно за деньги не) ожидается, поэтому из реальных источников остается только Россия.

Геннадий Косарев Источник: zautra.by

Как начать с пользой посещать тренажерный зал Качественное аудиторское сопровождение Увлекательные игры в казино Вулкан Платинум Свердла центрувальні високої якості та по вигідним цінам Запчасти для вашего скутера Сузуки

Лента новостей