Копеечная свобода
В присутствии высокопоставленных чиновников на съезде Ассоциации российских банков главы кредитных организаций фактически объявили курс России на избавление от долларовой зависимости. Глава ВТБ Андрей Костин предложил перевести расчеты по экспортным поставкам отечественных товаров в российские рубли. Банкир не стал скрывать, что эта мера предлагается в качестве ответа нашей страны на американские санкции, касающиеся долларовых операций, которые Андрей Костин назвал финансовым «ядерным оружием». И этот ответ может быть достаточно эффективным.
Кроме того, на съезде было объявлено, в дальнейшем от выдачи кредитов, номинированных в иностранной валюте, полностью отказывается Сбербанк. Ранее руководство банка «Россия» уже сообщало о своем решении работать только на внутреннем российском рынке и только в рублях. Причина понятна – перед лицом западных санкций отечественное банковское сообщество осознало, что «у системы есть и политический риск, и к этому риску система готова мало», отметил Костин. Ведь Америка совершенно неожиданно ввела санкции против КБ «Россия», который никак не участвовал в операциях на территории США или в событиях вокруг Крыма. Поэтому сегодня речь должна идти о масштабной дедолларизации всей страны, заявил глава ВТБ. Иначе финансовая и банковская системы России останутся чрезмерно подвержены внешним политическим рискам.
Конечно, формально банковские структуры не определяют экономическую или валютную политику страны, однако маловероятно, что подобные в унисон сделанные в присутствии третьего по статусу должностного лица государства, главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, громкие заявления не были согласованы заблаговременно с политическим руководством страны. К тому же, озвучили тезис о дедолларизации России главы крупнейших банковских организаций с государственным участием. Так что их речи можно рассматривать как объявление новой политики России в отношении доллара и евро.
Андрей Костин пояснил, что расчеты в рублях впредь должны проводиться со всеми торговыми партнерами, начиная со стран Таможенного союза и заканчивая Китаем и Западной Европой. На долю Соединенных Штатов приходится всего лишь 2% внешнего товарооборота России, пояснил банкир. А в торговых операциях с другими странами доллар использовать не обязательно. Руководство Газпрома, Роснефти и Рособоронэкспорта «вовсе не против начать поставки в рублях, надо лишь дать механизм это решение воплотить в действие». На долю этих компаний приходятся поставки на 230 миллиардов долларов в год, что составляет 44% всего экспорта России. Поскольку от покупки наших энергоносителей зарубежные партнеры фактически не могут отказаться, то в этом секторе они, скорее всего, пойдут на уступки, отметил эксперт. Однако амбиции инициаторов простираются далеко за пределы нефтянки и торговли оружием – новый национальный стандарт планируется постепенно распространить на все статьи российского экспорта.
Естественнее всего начать эту работу в рамках Таможенного союза, и это проще, чем создавать новую валюту стран-участниц ЕврАЗЭС. И, конечно, эта работа должна сочетаться с запуском национальной платежной системы, чтобы VISA или Mastercard не могли блокировать клиентские операции в наших банках. Таковы основные тезисы по отказу от доллара, прозвучавшие на съезде АРБ.
Но насколько далеко может зайти Россия сегодня в своем порыве освободиться от финансовых пут Евросоюза и Америки? Что может быть сделано реально? Может ли Москва навязать мировым финансовым рынкам свои правила игры? И насколько это в действительности обеспечит самостоятельность страны в валютном отношении?
- Есть очень хорошие возможности уйти от использования иностранных валют в кредитовании на внутреннем рынке. Банковский рынок сегодня достаточно конкурентен, достаточно регулятору изменить правила работы, добившись общего повышения ставок по валютным кредитам, и такие займы сразу окажутся невостребованными. Вводить административный запрет на выдачу валютных кредитов может быть хуже с точки зрения давления на рубль, поскольку в этом случае будет искусственно подогреваться дефицит и спрос на валюту, - отметила главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.
- Осуществить переход на внешнеторговые операции в рублях будет куда сложнее, добавила она. Ведь все мировые котировки на нефть привязаны к доллару, к нему привязаны все долгосрочные контракты. Чтобы перевести какую-то часть мировой торговли на рубли, необходимо инвестировать серьезные средства в изменение логистики международных рынков, нужно создать новые элементы их инфраструктуры. Россия должна разработать технологии поставки рублей на мировой рынок, правила их продажи, методы котировки рублевых контрактов на нефть. Абсолютно никто в мире, кроме нас, вообще не заинтересован заниматься решением этих вопросов. Это достаточно дорого и сложно, и от начала до конца это придется сделать нам, а сначала все-таки нужно оценить стоимость этой работы. Да и очень тяжело изменить устройство рынков в одностороннем порядке, придется убеждать в необходимости этого наших торговых партнеров, одного за другим.
Сергей Семенов Источник: svpressa.ru
Рекомендовано к прочтению