02.11.2015 9:15

"Бомбы" Минфина: бюджетные нарушения и чехарда с Налоговой реформой становятся традицией

Глава Минфина Наталия Яресько. Фото: zn.ua

Полную информацию о том, что такое Минфин и чем он занимается, можно найти в документе, который называется "Положение о Министерстве финансов". В нем говорится, что это министерство является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую и бюджетную политику.
Его основным заданиями являются обеспечение:

формирования и реализации государственной финансовой и бюджетной политики, политики в сфере финансового контроля и казначейского обслуживания;

формирования единой государственной налоговой и таможенной политики;

концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.

Другими словами, фактически все, что связано в стране с государственными деньгами (включая драгоценные металлы и камни), зависит от Минфина, который разрабатывает или согласовывает проекты законов и нормативных актов, собирает бюджетные доходы и распределяет расходы, контролирует правильность затрат.

Кроме того, министерство занимается персоналом учреждений, находящихся в сфере его управления. Что касается негосударственных денег, то Минфин определяет правила их обращения и следит за их соблюдением.
Анализ того, как нынешний Минфин справляется со своими важнейшими нормативными заданиями, дает основания предположить, что по этим направлениям под экономику Украины закладываются бомбы замедленного действия.
Бюджет

Эпопею с принятием госбюджета-2015 можно считать "образцовой" с точки зрения нарушения установленных законом процедур. Возможно, в то время иначе и нельзя было. Но нарушения не должны входить с систему. Хотя бы потому, что следование процедуре повышает вероятность принятия продуманного бюджета.
Однако и в этом году бюджетный процесс идет с большими нарушениями. Сначала Кабмин не сумел провести через парламент разработанные в Минфине "Основные направления бюджетной политики" и потом просто "забыл" о них. Поэтому проект бюджета в Минфине разрабатывали, опираясь только на собственные разумения. Этот проект был зарегистрирован в Верховной Раде 14 сентября, т. е. в требуемый срок, но сделано это было только для галочки – правительство его тут же отозвало "для доработки". Документ в парламент пока не вернулся, хотя согласно Бюджетному кодексу, ряд важнейших показателей бюджета должны быть приняты до 20 ноября, ведь без них невозможно завершить разработку местных бюджетов. А сам закон о государственном бюджете должен быть принят до 1 декабря. Вероятность этого события сейчас стремится к нулю.

Трудно сказать, как в Минфине работают над бюджетом, т. к. нет ясности в важнейшем вопросе – какой будет система налогообложения в 2016 г. Поэтому можно ожидать, что бюджет-2016 будет составлен на основе действующей налоговой системы, а уже после налоговой реформы будут приниматься поправки к принятому бюджету. То есть прошлогодняя бюджетная чехарда повторится со всеми вытекающими последствиями.

Налоговая реформа

Существующая в Украине налоговая система не устраивает ни сборщиков налогов, ни распорядителей получаемых средств (правительство и местные власти), ни плательщиков налогов. Поэтому разговоры о налоговой реформе являются перманентными, были и попытки реформирования системы. Последняя реформа была проведена в конце декабря прошлого года наспех, голосовали за изменения в Налоговый кодекс ночью, накануне принятия бюджета-2015, поэтому взвешенной и продуманной ее назвать сложно.
После этого Минфин начал говорить о том, что подготовит настоящую реформу, на основе которой будет составлен бюджет-2016. Эти разговоры материализовались в некий документ только в августе. Но "новации" вызвали такой протест экспертного сообщества, что на заседании Национального совета реформ Минфин пообещал все переделать. На том же заседании было решено, что над реформой будет работать не одно министерство, а специально созданная рабочая группа, в которую войдут также народные депутаты и представители общественности. Но Минфин фактически игнорировал работу в группе, поэтому параллельно разрабатывались два проекта реформы: минфиновский и депутатский. Второй из них зарегистрирован в Раде 26 октября. Глава Минфина Наталия Яресько 30 октября заявила, что разработанный ими проект нового Налогового кодекса будет подан на рассмотрение в Верховную Раду "в ближайшее время" вместе с проектом госбюджета на 2016 г.
Экономисты-теоретики и бизнесмены-практики сейчас активно обсуждают оба проекта реформ (хотя министерский проект пока известен только в отдельных положениях). При этом часто отмечается, что предложения депутатов учитывают реалии и специфику украинской экономики и являются целостной реформой. Вариант же Минфина более ориентирован на выполнение требований МВФ. Эта реформа, по сути, носит косметический характер и вряд ли способна что-то поменять в нашей налоговой системе. Но глава Минфина уверена: "Украине пора перестать придумывать какую-то "свою" налоговую реформу и начать делать то, что предлагает МВФ".
Поэтому министерство продолжает настаивать на своей концепции, которая предусматривает рост ставок ключевых налогов. При этом Яресько приводит один и тот же аргумент в защиту высоких ставок налогов. По ее мнению, либерализация (на которой настаивают авторы депутатского проекта) приведет ко внушительному недобору доходов бюджета (потери составят около 150-200 млрд грн). В то время, как перед властями стоит задача по сокращению бюджетного дефицита в 2016 г. с нынешних 4,1% до 3,7% ВВП.
Дефицит бюджета можно сокращать не только повышением налогов, но и урезанием государственных расходов. Так 16 октября она заявила, что Минфин готов к сокращению госрасходов для компенсации падения поступлений в казну и ждет соответствующих предложений профильных министерств. Почему "ждет", а не ставит задачи, проводя их через решение Кабмина? И почему, как признала сама министр, Кабмин еще вообще не обсуждал предложения по расходам, которые можно снизить? "Минфин готов к снижению госрасходов, но какие именно расходы нужно снижать, а какие – нет, нужно обсудить с обществом. Это сложное политическое решение", – говорит Яресько. Но обсуждать снижение госрасходов "с обществом" – это популизм, а не действия власти в тяжелой экономической ситуации.

Под зарегистрированным в парламенте проектом налоговой реформы подписи в качестве соавторов поставили 114 депутатов из разных фракций, и сделано это специально. Тем самым оппоненты показывают Минфину, что тому будет трудно "продавить" через Раду свои законопроекты.

Но и депутатский вариант почти наверняка не будет принят. Так что стороны вынуждены искать компромисс, согласовывать интересы, пока же ничего этого нет.
Глава комитета ВР по налоговой и таможенной политике Нина Южанина считает, что вина в этом Минфина. Ее комитет недавно направил письмо на имя главы Верховной Рады и премьер-министра, в котором описал, как складывается их взаимодействие. "Во-первых, Минфином подаются некачественные законопроекты. В последнее время участились случаи, когда поданные правительством законопроекты по налоговым вопросам подготавливают другие ведомства, и уже на заседании комитета выясняется, что проект до конца не был согласован с Минфином и ГФС – это недопустимо. Во-вторых, Минфин никогда не представлен достойно на заседаниях комитета. Представители министерства не могут дать ответы на элементарные вопросы. Мы пытаемся догадаться, что же заложено в конкретной норме проекта. Поэтому решили больше некачественных законопроектов не принимать", – заявила Южанина.
Министр финансов также прокомментировала свои разногласия с главой профильного комитета ВР. Как отметила Яресько, у них с Южаниной "разная философия формирования Налогового кодекса". В частности, по мнению министра, снижение налоговых ставок никогда не стояло на первом месте в Украине – основные проблемы всегда лежали в плоскости администрирования налогов. Возможно, доля правды в этом есть. Но почему тогда, по словам экспертов, реформировать налоговую систему Минфин предлагает в отрыве от институциональной реформы Государственной фискальной службы? Напомним, что постановлением Кабмина №548 от 22.07.2015 г. эта служба передана под контроль Минфина.
Все это дает основания злым языкам предположить, что Минфин сознательно оттягивает начало диалога с комитетом ВР по подготовке единого проекта изменений в Налоговый кодекс. Расчет на то, чтобы под угрозой срыва бюджетного процесса продавить через Верховную Раду нужные ему изменения. Такая тактика сработала в прошлом году, но сейчас у Минфина сторонников в парламенте намного меньше.
Кроме того, тормозится вопрос выделения МВФ третьего транша кредита. По словам главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, среди трех главный причин задержки две связаны с Минфином – это бюджет на следующий год и Налоговая реформа.
А поскольку Украина за год практически не продвинулась в ряде сегментов, включая налогообложение, то в исследовании Мирового банка Doing Business наша страна поднялась всего на четыре позиции. Хотя еще недавно Президент Петр Порошенко заявлял, что Украина поднимется минимум на 10 позиций. Практика же показывает, что чем выше позиция страны в этом рейтинге, тем более привлекательной она становится для инвестиций.
Содействие экономическому росту

Минфин и МВФ считают, что при снижении ставок налогов должны быть сразу включены механизмы, компенсирующие падение доходов бюджета. Это – экономическая арифметика. Но ведь есть и другие разделы математики. Например, детенизация, которая должна увеличить "белую" часть экономики при снижении налогового давления. Или ускорение роста экономики в результате снижения ставок налогов. Ведь в результате поступления от налогов в абсолютном выражении должны вырасти. Это случится не сразу, но такой результат неоднократно наблюдался в разных странах. Важно найти оптимальное значение налоговой нагрузки. Хочется верить, что в этом нашему Минфину поможет известный американский экономист Артур Лаффер, который в сентябре стал советником министра финансов. В свое время он был экономическим советником президента США Рональда Рейгана и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Является автором теории зависимости государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране ("кривая Лаффера"). Если исходить из концепции Лаффера, то изъятие у производителей более 35-40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг – налоговую ловушку.
Вообще же складывается впечатление, что Минфин забыл о своем нормативном задании – "обеспечении концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны". Так, положительное сальдо государственного бюджета Украины за январь-сентябрь текущего года, по данным НБУ, составило 8,8 млрд грн. Это реальные деньги, которые есть у страны, и которые, наверное, можно осваивать на благо экономики. А каково отношение Минфина к тому, что на едином счете Госказначейства на 1 октября накопилось 47,1 млрд грн – рекордная сумма за последние 12 лет? Например, глава НБУ говорит об этом так: "Национальный банк этого не приветствует. Это говорит о том, что нужно сделать кэш-менеджмент, чтобы там таких сумм не скапливалось. Потому что выпадение ее на рынок в конце года может сказаться негативно на финансовой стабильности". И независимые эксперты отмечают, что рекордные суммы остатков средств на едином казначейском счете на протяжении последних трех месяцев говорят о неэффективном использовании средств госбюджета.
Государственный долг
До недавнего времени экономике Украины серьезно угрожала еще одна "бомба", но ее взрыватель Минфину все же удалось поставить на предохранитель. Речь идет о реструктуризации внешнего государственного долга. Министерство планирует, что 12 ноября состоится выпуск новых облигаций внешнего государственного займа для кредиторов, которые имеют на это право.
Под обмен не попали только еврооблигации на 3 млрд долларов с погашением в декабре этого года, выкупленные Россией, которая не приняла общие условия реструктуризации. Скорее всего, по этому займу будет объявлен дефолт, но это не скажется на сотрудничестве нашей страны с МВФ и другими международными финансовыми организациями.

Опасны ли горы в онлайн казино Вулкан Онлайн слоты Игрософт Как выбрать типографию в Москве Гаджеты в подарок Вулкан казино-онлайн. Играть на деньги после регистрации

Лента новостей