09.03.2015 18:00

Зачем России 20 миллионов мигрантов?

Зачем России 20 миллионов мигрантов?

Недавно РБК опубликовал материал старшего научного сотрудника Высшей школы экономики Сергея Алексашенко «Как вымирает Россия: выводы из нового демографического прогноза Росстата», в котором утверждается, что только для сохранения нынешней численности населения РФ к 2050 г. потребуется порядка 20 млн. мигрантов. На фоне демографических успехов последних лет выводы автора смотрятся несколько странно, и выглядят стремлением во что бы то ни стало обосновать необходимость сохранения нынешних объемов трудовой иммиграции.

Поводом для подготовки упомянутого материала послужил очередной демографический прогноз Росстата, в котором присутствуют три варианта демографического развития страны до середины этого века – инерционный, реалистичный и высокий. В первом варианте прогноза население России за счет миграции, по словам С. Алексашенко, должно увеличиться на 7,7 млн чел., во втором – на 13,6 млн а в третьем – почти на 19 млн чел. Число «необходимых» России мигрантов автор предлагает умножить на треть за счет тех, кто покидает страну, хотя в прогнозе Росстата речь идет о сальдо миграции или «чистом» миграционном притоке (количество иммигрантов за минусом эмигрантов). В результате миграционный прирост на протяжении предстоящих 35 лет по разным вариантам прогноза должен составить 10, 18 или 25 млн чел.

«Россия стоит перед угрозой быстрой депопуляции, - резюмирует автор, - поддержать существующую плотность населения «своими силами» на горизонте жизни ближайшего поколения не удастся. Это обернется огромными социальными и экономическими проблемами, связанными с вымиранием множества населенных пунктов».

Прогноз, который, использует в своих расчетах С. Алексашенко, опубликован в «Демографическом ежегоднике России» за 2014 год, электронная версия которого 20 января была размещена на веб-сайте «Росстата». В пояснениях по поводу методики прогноза говорится, что сделан он на основе сложившихся к настоящему времени пропорций рождаемости, смертности и естественного прироста населения. При этом низкий вариант прогноза рассчитан на основе существующих демографических тенденций, высокий ориентирован на достижение целей, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а средний является наиболее реалистичным и базируется на демографических процессах и принимаемых властями мерах социальной политики. Как и все демографические прогнозы, расчеты Росстата сделаны с помощью экстраполяции – распространения на будущее тенденций, сложившихся в прошлом.

Одна из главных демографических проблем России – предстоящее вступление в репродуктивный возраст малочисленного поколения 1990-х годов. В 1980-е, после проведения антиалкогольной кампании и принятия в СССР ряда стимулирующих рождаемость мер демографической политики, естественный прирост населения заметно увеличился. Благодаря этому поколение «восьмидесятников» оказалось гораздо более многочисленным, чем родившиеся вслед за ними дети 1990-х и первой половины «нулевых» годов, когда рождаемость упала в два раза. Именно со вступлением в репродуктивный возраст последнего советского поколения, по мнению демографов, во многом связан резкий рост рождаемости во второй половине «нулевых». Однако потенциал «восьмидесятников» скоро будет исчерпан, и на смену им придут малочисленные поколения, родившиеся вскоре после распада СССР. Так, в низком варианте прогноза Росстата с конца «десятых» наблюдается общая убыль населения, которая со временем будет только нарастать. Если в 2019 г. она составит 55,8 тыс. чел., то уже в следующем году – 137,3 тыс., а к 2050 г. достигнет почти 700 тыс. чел. в год. И это при условии ее частичной компенсации за счет мигрантов. Тем самым Россия вернется в период депопуляции, которая после распада СССР казалась необратимой.

Впрочем, столь пессимистичным развитие ситуации выглядит только в низком, наименее вероятном варианте прогноза. В среднем сценарии убыль населения начинается только с 2025 г. и составляет в среднем около 105 тыс. чел. в год, причем с 2045 г. она вновь сменяется приростом. В случае же реализации высокого сценария население России не будет сокращаться, а его общий прирост до 2050 г. в среднем составит 324 тыс. чел. в год. В каждом из вариантов прогноза естественная убыль или же недостаточно высокий естественный прирост населения должны компенсироваться за счет притока мигрантов. В первом сценарии он должен составить 7,4 млн., во втором – 11,9 млн., а в третьем – 16,5 млн. чел. Последняя цифра уже довольно далека от фигурирующих в прогнозе РБК «почти 19 млн. человек», а тем более от 25 млн., которые получены путем учета потерь от эмиграции. Стоит еще раз подчеркнуть, что в прогнозе Росстат речь идет именно о миграционном приросте, который представляет собой разницу между притоком и оттоком населения из страны, а значит, никакой необходимости еще раз учитывать влияние оттока на число мигрантов нет.

18,5 млн. чел. – это общая убыль населения России в низком варианте демографического прогноза, причем уже частично компенсированная за счет мигрантов. Если такой сценарий станет реальностью, то никакая миграция России уже не поможет. Для полной компенсации демографических потерь ей придется привлечь почти 26 млн. мигрантов. Тем самым РФ оказывается перед такими перспективами: или резкое снижение численности населения, которое может обернуться не только социальными и экономическими, но и военными и геополитическими проблемами, включая потерю территорий, или же резкое изменение национального состава населения страны, грозящее, как показали бирюлевские события, межэтническими конфликтами и обострением внутриполитической обстановки. Изменение же этнического состава населения неизбежно произойдет в связи с тем, что более 20 млн русских и близких им народов переселить в Россию будет проблематично, и ориентироваться придется на мусульманских мигрантов из южных стран СНГ.

В среднем, наиболее близком к реальности варианте прогноза, ситуация с демографией в России складывается отнюдь не так пессимистично. Наиболее проблематичными с точки зрения воспроизводства населения будет конец двадцатых – тридцатые годы, когда общая убыль населения в среднем превысит 130 тыс. чел. в год. При этом к середине сороковых годов она сойдет на нет, и сменится приростом населения. Для компенсации демографических потерь России придется ежегодно привлекать около 340 тыс. мигрантов, количество которых за 35 лет должно приблизиться к 12 млн. В результате общая численность населения к 2050 г. останется на нынешнем уровне и, с учетом Крыма и Севастополя, составит 146,4 млн чел. Причем необходимый для компенсации естественной убыли населения уровень иммиграции вовсе не выглядит недосягаемым. По данным того же «Демографического ежегодника», средний прирост населения РФ за счет миграционного обмена с зарубежными странами, включая государств СНГ, в 1990-2013 гг. составлял 246,7 тыс. чел., в том числе в «нулевые» и начало «десятых» годов – 174 тыс.

На демографических прогнозах, публикуемых либеральными СМИ, сказалось изменение миграционной ситуации, которое наблюдается в России, и, в частности, в Москве, с начала этого года. Разрешение въезда для граждан республик бывшего СССР только по зарубежным паспортам, введение платных патентов, требующих сдачи экзаменов по русскому языку, истории и праву, а также запрет въезда на 3 года и более за превышение разрешенного срока пребывания в РФ привели к сокращению числа приезжих из южных государств СНГ. Свою роль сыграло и резкое падение в конце прошлого года курса рубля по отношению к доллару и евро. Размеры доходов трудовых мигрантов, которые, как правило, переводили их на родину именно в иностранной валюте, резко сократились, что сделало работу в России менее выгодной. В результате количество трудовых мигрантов из республик Средней Азии на территории РФ в начале этого года оказалось несколько меньше, чем в прошлом.

По информации ФМС, на 5 февраля 2015 г. в России находились 4 341 тыс. мигрантов из стран Центральной Азии, включая 2 185 тыс. граждан Узбекистана, 984,3 тыс. — Таджикистана, 606,7 тыс. — Казахстана, 540 тыс. - Киргизии и всего 24,5 тыс. — Туркменистана, с которым у нас существует визовый режим.

По сравнению с данными на начало марта прошлого года количество жителей Центральной Азии в России сократилось на 153 тыс. чел. или 2,5%. Причем произошло это за счет государств, не участвующих в евразийской интеграции. Если количество граждан Казахстана в России выросло на 40,3 тыс., а Киргизии – на 14,2 тыс., то Таджикистана – сократилось на 50 тыс., а Узбекистана – на 157,4 тыс. В ситуации, когда общее количество среднеазиатских мигрантов в России превышает 4 млн чел., снижение их численности выглядит пока не очень значительным. Однако, оно сразу же стало поводом для начала в либеральных СМИ информационной кампании под лозунгом «России не хватает гастарбайтеров», без которых ей якобы уже не выжить.

«Мигранты уезжают в другие страны и домой, обваливая российские рынки труда, аренды и коррупции, - комментировала в конце января этого года ситуацию «Новая газета», - Поговаривают, что возвращение работяг на историческую родину может вызвать где социальный взрыв, а где и смены диктаторских режимов. Пока не ясно, что с этим массовым отъездом изменится в России. Одно время в ходу была теория, что нынешняя власть хочет потихоньку заменить дряхлеющее родное население на новое, приезжее из нищих стран и более послушное. Сожительство по расчету, очевидно, не состоялось. Старушка обеднела раньше, чем померла». О том, что России во что бы то ни стало необходимо 20 млн мигрантов со ссылкой на РБК написала и «Фергана», постоянно отстаивающая права гастарбайтеров. Сокращение числа жителей Средней Азии в России вызывает у нее неподдельную тревогу. Так, сообщая о намерении федерального правительства компенсировать регионам затраты в случае отказа от труда мигрантов, издание отмечает, что это еще более ухудшит их положение в ситуации, когда демографических ресурсов России и так не хватает.

Собственно говоря, либеральные эксперты и журналисты и не скрывают, что национальный состав населения России кажется им слишком «русским», а увеличение численности других этнических и конфессиональных групп позволит сделать его более «демократичным».

Ведь проводят же гораздо более лояльную по отношению к мусульманским мигрантам политику страны ЕС и США, воспринимаемые ими в качестве либерального «эталона». Поэтому, если Россия хочет приблизиться к ним по уровню общественного и экономического развития, что до недавнего времени не подвергалось сомнению, миграционную политику надо проводить такую же. Издержки в виде обострения криминогенной ситуации, межэтнических отношений и ущемления интересов коренного населения объяснялись косностью этого самого населения, не усвоившего демократических ценностей. К категории постоянных относится и аргумент об отсутствии трудовых ресурсов, которых России, несмотря на самый глубокий с 1990-х гг. экономический кризис, по мнению либералов, катастрофически не хватает.

Между тем ничем особенно катастрофичным средний вариант прогноза России не грозит. Количество мигрантов, необходимое для восполнения потерь от естественной убыли населения, на деле оказывается практически вдвое меньшим пресловутых 20 млн. Сокращение работоспособного населения действительно произойдет. Но эту проблему можно решить за счет автоматизации производства, которая высвободит значительное количество рабочей силы, и повышения пенсионного возраста, которое в текущих условиях все равно неизбежно. Недоучтенным в демографических прогнозах остается и такой фактор, как повышение репродуктивного возраста. Количество рождений у женщин в возрасте от 40 до 49 лет с 2000 по 2013 г. выросло более чем в два раза (с 16 до 38,6 тыс.), а в возрасте 45 лет и старше – в два с половиной раза (с 0,7 до 1,7 тыс.).

В миграционных прогнозах следует учитывать и фактор украинского кризиса. Социальный и экономический коллапс, в который быстро погружается Украина, уже приводит к массовой эмиграции, одним из главных направлений которой является Россия. Учитывая, что окончания кризиса пока не просматривается, а разрыв экономических связей с РФ делает перспективы его завершения еще более отдаленными, Украина будет ежегодно генерировать несколько десятков, а то и сотен тысяч мигрантов. Для России такой вариант миграционного прироста населения является гораздо более предпочтительным, поскольку исключает замещение убыли русского населения мигрантами из мусульманских стран СНГ. Разница же между русскими и украинцами в этнокультурном отношении минимальна, а восточные и южные области Украины вообще в значительной мере населены русскими.

Александр Шустов Источник: topwar.ru

Почему выгодна аренда кулера? Доставка посылок из России в США Покупка велосипеда на Украине Экскурсии из Сочи в Пицунду Ремонт: как не наделать ошибок, или зачем нужен специалист

Лента новостей