04.03.2015 12:00

Беларусь затягивает в воронку российского кризиса

Беларусь затягивает в воронку российского кризиса

То, что происходит ныне с Россией, больше похоже не на восстановление империи, а на предсмертные судороги системы. Но белорусам от этого не легче.

Рассуждения о дивидендах, которые белорусская власть извлекает из событий в Украине, давно стали привычными для комментаторов. Сам же главный бенефициар возможность взглядов на украинские события «через призму рейтингов» поначалу гневно отвергал.
Однако 19 февраля он почти слово в слово повторил то, о чем на протяжении года пишут в статьях: «Скажу вам откровенно: наш народ ценит это (белорусскую стабильность в условиях «непростой международной обстановки»). В обществе значительно возросла значимость таких понятий, как безопасность и забота государства о человеке. Есть все основания полагать, что достижения действующей власти будут по достоинству оценены белорусами».
Но у любой медали имеется оборотная сторона. И если на аверсе жизнь размещает плюсы, то на реверсе — минусы. На мой взгляд, минусы сегодня перевешивают плюсы, и перевешивают существенно. Александр Лукашенко, несмотря на приведенную выше цитату, прекрасно это понимает, что подтверждается следующим высказыванием: «Будет у нас нормально в экономике — никакие потрясения нам не страшны».
Будет — не будет, будет — не будет… Сплошная экономическая неопределенность. Что может ей противопоставить глава белорусского государства? По его собственному признанию, «в стране приняты все необходимые решения, в том числе кадровые, чтобы экономика могла функционировать».
Но как ни тасуй кадровую колоду, эффективно противостоять «внешним воздействиям на нашу экономику» подобным образом сложно. Отсюда страх. О его наличии сигнализируют постоянные обращения Лукашенко к теме «цветных революций».
На рост правительство не надеется
Основные неприятности стучатся не в южные ворота Беларуси, а в восточные. Не события в Украине, а события в России представляют прямую угрозу для белорусской стабильности.
Обратимся к экономической статистике. Индекс промышленного производства в январе 2015 года к уровню января 2014 года составил 93,8%. Просели все виды обрабатывающей промышленности, за исключением химического производства (114%) и производства нефтепродуктов (104,5%). Спасибо Припятскому прогибу и верхнему девону, благодаря которым калийные соли являются основным минеральным богатством Беларуси. Спасибо России, поставившей в 2014 году 23 млн. тонн нефти.
В плюсе еще производство фармацевтической продукции (122,3%). К сожалению, его вклад в общую промышленную копилку составляет менее 1%. А все остальные виды обрабатывающей промышленности ушли в минус.
20 февраля министр экономики Владимир Зиновский пояснил парламентариям, что в текущем году отечественная«промышленность не выйдет на 100% и ВВП не будет 100%. Это же понятно: будет 70-90%».
Рекомендую перечитать заявление Лукашенко: в стране приняты все необходимые решения не для экономического роста, а для того, «чтобы экономика могла функционировать». Это максимум, на что сегодня может рассчитывать глава белорусского государства. Что же касается пессимистических прогнозов Зиновского, то на них мощно действует фактор России.
Каждый пятый верит в возможность аннексии
Но проблемы в экономике — это цветочки по сравнению с опасностью, нависшей над нашей страной, полагает ряд аналитиков.
«Владимир Путин явно намерен восстановить Российскую империю и ради достижения этой цели готов идти на противостояние с цивилизованным миром», — утверждает Антон Шиманский в статье «Внешняя политика: балансирование на грани» опубликованной в бюллетене «Белорусской аналитической мастерской Андрея Вардомацкого».
Снижение жизненного уровня россиян, по мнению автора столь решительного заявления, может создать серьезную угрозу легитимности нынешнего российского режима. «Но тогда у Москвы не останется иного выхода, как вести себя еще более агрессивно, ибо при отсутствии внутренних ресурсов подкачка патриотизма может быть осуществлена только за счет новых территориальных приобретений».
Итог подобной аргументации предсказать несложно: «Не исключено, что 2015 год окажется решающим для сохранения Беларуси как независимого государства».
Страхи господина Шиманского в декабре 2014 года разделил каждый пятый белорус (см. таблицу):

"Как вы считаете, возможны ли аналогичные действия России по отношению к Беларуси (т.е. возможна ли аннексия части или всей территории Беларуси Россией)?" (1214)

нет - 68%

да - 20%

затрудняюсь ответить - 12%

(Данные Белорусской аналитической мастерской Андрея Вардомацкого)

Почему доля белорусов, допускающих возможность аннексии, с марта по декабрь 2014 года практически удвоилась — я могу предположить. Согласно классику российской социологии Юрию Леваде, исследователи общественного мнения имеют дело не столько с «гласом народа», сколько с отголосками оценок, распространяемых СМИ.

В Беларуси СМИ, специализирующиеся на общественно-политической информации, подразделяются на государственные и независимые. Тема «возможной аннексии» в последних является топовой. Зафиксировать отголоски оценок, распространяемые независимыми СМИ, социологам удается не часто. В таблице зафиксирован один из редких случаев. С чем я независимые СМИ и поздравляю.
Не исключено, что свой вклад в декабрьскую динамику внесли девальвации российского и белорусского рубля.
Россия может погубить и без агрессии
С утверждением по поводу стремления Путина «восстановить империю», несмотря на популярность такой точки зрения, я бы поспорил. То, что мы сегодня наблюдаем в режиме онлайн, следя за Россией, больше похоже на предсмертные судороги системы, пытающейся продлить свое существование в истории.
Имперский компонент был частью триединого советского проекта. Два других его компонента — международное движение (коммунистическое) и антизападный (мобилизационный) вариант модернизации.
Чем закончился советский проект — хорошо известно. Ныне же под брендом «русского мира» международного движения не организовать. И никакие материальные ресурсы тут не помогут. Модернизация сжалась до импортозамещения. О том, чтобы «догнать и перегнать Америку», никто в Кремле и не мечтает.
Война в Украине — это не наступление, это оборона. «Весь смысл нынешней российской политики дестабилизации Украины, — пишет в последнем номере журнала «Вестник общественного мнения» Лев Гудков, — заключается в том, чтобы дискредитировать прозападные силы демократической национальной консолидации, уничтожить базу для реформ, перенести недовольство российского населения с коррумпированной бюрократии на сторонников правового государства, демократии и политики европеизации». Какое уж тут восстановление Империи!
Тем не менее, все вышесказанное не означает, что угрозы с востока нет. Шанс быть затянутым в воронку российского кризиса чрезвычайно высок. О том, что «процесс пошел», и свидетельствуют январские данные Белстата

Сергей Николюк Источник: naviny.by

Выгодное развлечение для любителей казино Вулкан Неон Вулкан 777 для азартных игроков Экскурсии в Лиссабоне с русскоговорящим гидом Гидравлические молоты высокого качества Криптовалюты: Ravencoin цена в ноябре

Лента новостей