22.09.2014 13:50

Возвращение в Африку

О чем договорился Сергей Лавров во время визита в Зимбабве и Эфиопию

Возвращение в Африку

Россия возвращается на Черный континент после более чем 20-летнего отсутствия. За это время Китай успел осуществить в Африке множество успешных проектов, не собираясь при этом останавливаться на достигнутом. Министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил с официальным визитом Зимбабве и Эфиопию. Главе российского МИД удалось возобновить и упрочить политические и экономические связи между государствами, которые были фактически утеряны после распада Советского Союза. Москва и Хараре запустили проект «Дарвендейл» по добыче платины, который называют крупнейшим в истории. За тем, как России удалось занять свою нишу в зимбабвийском бизнесе, не поссорившись при этом с Поднебесной, наблюдала в Хараре и Аддис-Абебе корреспондент «Ленты.ру».

Зимбабвийцы улыбками встречали российскую делегацию во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Однако потом гостеприимные хозяева, видимо, немного перестарались: чтобы показать, насколько важен для них приезд главы российского МИД, а также чтобы придать еще большую значимость его встрече с президентом Зимбабве Робертом Мугабе, в резиденцию главы африканского государства было решено не пускать журналистов. Лишь наиболее прытким представителям российских СМИ буквально с боем удалось попасть на итоговую пресс-конференцию, чтобы услышать слова Мугабе: «Эта встреча позволила возобновить исторические отношения, укрепить их и продолжить новую эру». Менее удачливым корреспондентам пришлось ждать на улице вместе с зимбабвийскими коллегами.

За время переговоров Москва и Хараре договорились совместно разрабатывать второе по величине в Африке и третье в мире платиновое месторождение «Дарвендейл». Сергей Лавров и его зимбабвийский коллега Симбарашей Мумбенгегви приняли участие в запуске проекта. Одни только запасы платины в «Дарвендейле» составляют около 19 тонн, а общие ресурсы, с учетом золота, никеля и меди, на участке достигают 755 тонн. Этот проект стоимостью более 300 миллиардов долларов называют одним из крупнейших не только в летописи российско-зимбабвийских отношений, но и вообще в мировой истории. Благодаря «Дарвендейлу», Россия фактически становится лидером на мировом платиновом рынке, сообщил «Ленте.ру» политолог-африканист Сергей Карамаев.

«Россия и так очень уверенно держит свои позиции на платиновом рынке, а это позволит ей стать еще более значимым игроком. Если «Дарвендейл» заработает, с Москвой будут считаться по-другому. Африка — это гигантская кладовая, настоящая сокровищница, в которой собрана вся таблица Менделеева. В Зимбабве, помимо платины, есть золото, алмазы, в разработке запасов которых мы также хотим участвовать», — отметил эксперт.

Возвращение в Африку

Завод по переработке платины в Зимбабве

О проекте «Дарвендейл», который выгоден обеим сторонам как с политической, так и с экономической точек зрения, стало известно три года назад. Тогда Россия выразила большой интерес к горнодобывающей промышленности в Зимбабве, предложив африканской стране военную технику в обмен на участие в проекте по разработке месторождений. На протяжении шести лет африканское государство закупало российское самолеты и вертолеты. Какое именно вооружение будет поставлять Россия на этот раз не уточняется. Известно только, что представители компании «Росвооружение» в ходе визита в Хараре обсуждали с представителями Минобороны Зимбабве вопросы военно-технического сотрудничества и «возможные поставки интересующих африканскую страну материалов».

Одной из основных целей приезда Сергея Лаврова в Зимбабве было укрепление политических и экономических отношений между Москвой и Хараре. До начала 80-х годов Россию и Зимбабве связывала достаточно прочная дружба. Все изменилось после прихода к власти нынешнего президента страны Роберта Мугабе. Во время борьбы за независимость от Великобритании Советский Союз активно поддерживал зимбабвийских партизан. Однако большей частью помогал Джошуа Нкомо, который в то время был союзником Роберта Мугабе, однако после стал его главным политическим противником в борьбе за президентское кресло. Китай в свою очередь сделал ставку на Мугабе.

По словам Сергея Карамаева, Москва «разыграла не ту карту». «Рассматривая сложившуюся ситуацию, я бы сказал, что не на ту лошадь мы поставили. Мы поставляли Нкомо очень большое количество вооружений, в партизанских лагерях находились наши военные советники, они обучали бойцов ЗИПРА (Народно-революционная армия Зимбабве — прим. «Ленты.ру») военному делу, партия Джошуа Нкомо — ЗАПУ — вообще перешла на полное содержание Советского Союза. В то время, как партию Мугабе — ЗАНУ — заключил в свои объятия Китай. Сам Мугабе еще в 1970-е годы ездил в Поднебесную. И, по слухам, прошел обучение в военной академии в Нанкине».

На выборах 1980 года Мугабе победил — его армия провела эффективную «предвыборную кампанию» под террористическим лозунгом: «Голосуй за нас или погибнешь вместе со всей семьей». Учитывая, что Мугабе принадлежит к народности шона, составляющей 80 процентов населения страны, неудивительно, что он получил большинство голосов избирателей.

Поначалу дела у нового президента шли неплохо. Развитое сельское хозяйство, доставшееся в наследство от британских поселенцев, пришедших на эту территорию в конце XIX века, и наличие полезных ископаемых обусловили экономический бум в 1980-1990-е. Среди стран региона Зимбабве была одним из лидеров. Все поменялось в конце 1990-х годов, когда под давлением ветеранов «освободительной» войны бессменный правитель решил провести земельный передел. Значительная часть сельскохозяйственных земель страны обрабатывалась белыми поселенцами, на которых с момента падения предыдущего режима смотрели с подозрением. В результате десятки белых фермеров были убиты на своих землях, многим пришлось бросить все и бежать. Урожайность начала падать, продовольствия на рынок поступало все меньше. В течение буквально нескольких лет Зимбабве из процветавшей страны, так называемой «африканской Швейцарии», кормившей когда-то половину Черного континента, превратилось в государство, зависящее от внешних поставок.

На фоне этого отношения с Советским Союзом становились все более сдержанными, в то время как с Китаем — более доверительными. «Начиная с конца 1980-х годов, африканское направление российской внешней политики также становилось все менее приоритетным. Мы начали сворачивать помощь странам Черного континента, а в 1991 году СССР из Африки просто испарился. Это было большой стратегической ошибкой. Сейчас Черный континент вновь выходит на первый план. Не случайно летом президент Соединенных Штатов Барак Обама проводил саммит США-Африка. ЕС по-прежнему очень сильно заинтересован в Африке. Впрочем, европейцы оттуда и не уходили. Французы, например, предусмотрительно образовали организацию сотрудничества франкоязычных стран мира — Франкофонию», — заявил политолог-африканист Сергей Карамаев.

Китай, хотя также проявлял интерес к разработке платиновых месторождений, однако особо не настаивал на том, чтобы контракт достался именно ему: у Пекина и так немало проектов в Зимбабве. В частности, это работы, связанные с гидроэлектростанцией Кариба. Как сообщил «Ленте.ру» источник в российской делегации, «вряд ли можно сказать, что Россия потеснила Китай, у нас с нашим партнером по БРИКС разграничение интересов».

В Эфиопии Сергей Лавров встретился с премьер-министром страны Хайлемариамом Десаленем. В частности, они договорились о том, что необходимо ускорить подготовку соглашений по защите инвестиций и вопросам военно-технического сотрудничества между Москвой и Аддис-Абебой. «Что касается двусторонних отношений, то здесь успешно работает межправительственная комиссия по экономическим связям и научному сотрудничеству. Очередная ее встреча состоялась в июле. В ходе этого были достигнуты договоренности по ряду важных вопросов, которые получат дальнейшее развитие в контактах российских и эфиопских партнеров, в том числе в энергетическом секторе, сфере добычи минеральных ресурсов и других областях», — отметил глава российского МИД.

После этого Сергея Лавров отправился в штаб-квартиру Африканского союза, где он вместе председателем Комиссии этой организации Нкосазаной Дламини-Зумой подписал меморандум о взаимопонимании относительно механизма проведения политических консультаций между МИД и Комиссией Африканского союза. Согласно нему, стороны договорились поддерживать постоянные контакты на международной арене, объединять усилия для укрепления мира и безопасности и решать экономические и гуманитарные проблемы. По словам главы российской дипломатии, в России убеждены, что Африканскому союзу должна принадлежать решающая роль в урегулировании конфликтов на Черном континенте.

Возвращение в Африку

Сергей Лавров и Нкосазана Дламини-Зумо

Лавров также напомнил, что несколько лет назад мировое сообщество не поддержало инициативу Африканского союза по урегулированию ситуации в Ливии, тогда как Москва была готова это сделать. В результате в Ливии началась гражданская война. «Участие России в работе Африканского союза в политическом отношении очень важно. В отличие от США и ЕС, которые стараются навязать свою волю, Россия этого не делает. Москва, наоборот, считает, что африканцы сами должны разбираться со своими проблемами, но при этом наша страна готова предоставлять им помощь, как равным партнерам. Африканцы это очень ценят. К тому же Россию в Зимбабве и Эфиопии, несмотря на ее более чем 20-летнее отсутствие на Черном континенте, прекрасно помнят. С Аддис-Абебой у нас вообще очень плотные связи: это касается и военной сферы, и образовательной. В России учится большое количество студентов из Эфиопии и Зимбабве, что формирует достаточно теплое отношение к нашей стране. А это отличный фундамент на будущее», — полагает Сергей Карамаев.

На переговорах в Зимбабве и Эфиопии было невозможно обойти стороной и самую горячую международную тему — украинский вопрос. Особенно если учесть, что накануне стало известно о случаях нарушения перемирия на Украине. Глава российской дипломатии отметил, что в целом в соседней стране соблюдается прекращение огня, хотя отдельные инциденты все-таки происходят, зачастую их провоцируют украинские силовики. «Что касается перемирия, которое было зафиксировано на встрече в Минске в рамках подписанного там протокола между киевскими властями и представителями Донецкой и Луганской народных республик, то за ним наблюдает миссия ОБСЕ. Они регулярно представляют соответствующие доклады, и в них действительно отражены инциденты, которые пока еще имеют место. Но в целом наши оценки и оценки наших коллег в других странах, в том числе в Евросоюзе, заключаются в том, что перемирие сохраняется и инциденты, которые еще продолжают происходить, должны сходить на нет», — отметил российский министр.

После распада Советского Союза Украине достался арсенал ядерного оружия. В 1994 году страна решила отказаться от него, подписав вместе с Россией, Великобританией и США Будапештский меморандум. Москва, Лондон и Вашингтон предоставили Киеву гарантии безопасности. Летом 2014 года партия «Свобода» зарегистрировала в Верховной Раде законопроект о восстановлении Украиной статуса ядерной державы.

В ответ на объявление министра обороны Украины Валерия Гелетея 14 сентября о возможном начале разработки страной ядерного оружия в случае, если Запад откажется помогать Киеву, Лавров заявил, что Киеву не разрешат отказаться от безъядерного статуса. «Никто им этого не позволит, в том числе западные страны, имеющие решающее влияние на киевские власти. Министру обороны Украины лучше заняться вопросами обеспечения перемирия, а не пускаться в спекуляции по поводу поставок оружия западными странами, которые эти страны уже опровергли, а тем более по вопросу отказа от безъядерного статуса Украины», — сказал он.

Ксения Мельникова

Правила ручной клади для перелетов Пластиковые окна от компании Окна Дом Качественная лазерная шлифовка лица Інтернет-магазин вишиванок Казино вулкан — открой свою удачу

Лента новостей