01.01.2014 10:45

Правление консерваторов в Испании: пройдена половина пути

Правление консерваторов в Испании: пройдена половина пути

В уходящем году Испания оставалась одной из самых неблагополучных стран в ЕС. Очевидны недостаточная диверсификация, технологическая отсталость, неконкурентоспособность испанской экономики — четвертой по размерам экономики еврозоны.

Страна, обладающая большим хозяйственным потенциалом, нуждается в переходе к принципиально иной модели развития, основанной на индустрии знаний и высоких технологий. Как и прежде, под угрозой демонтажа находится государство всеобщего благосостояния — одно из основных достижений испанской нации в годы демократии. Государство в лице правящей с декабря 2011 года Народной партии, стремясь под давлением ЕС сократить дефицит бюджета, продолжает генеральную линию на сворачивание программ государственных расходов на здравоохранение, образование, науку и культуру, рассматривая эти меры как способ повышения производительности труда и конкурентоспособности испанских товаров на мировом рынке.

На практике политика жесткой экономии оборачивается усилением социального расслоения и падением жизненного уровня многочисленных групп населения. Уровень имущественного неравенства в стране — один из самых высоких в Европе. 20% самых богатых испанцев обладают состоянием, превышающих в 7,5 раза доходы 20% самых бедных. Этот разрыв увеличился на 27,8% по сравнению с 2008 годом (в других странах зоны евро в среднем на 4,2 %). 3 млн испанцев живут в условиях глубокой нищеты, имея доходы менее 307 евро в месяц. По сравнению с 2007 годом эта цифра возросла вдвое.

Одновременно растет число состоятельных испанцев — благодаря росту биржевой стоимости акций, в которые они вкладываются чаще всего. В октябре 2013 года Испания заняла восьмое место в мире по темпам роста числа людей, увеличивших свое состояние до 1 млн долларов (740 121 евро). В октябре насчитывалось 402 тыс. долларовых миллионеров.

В третьем квартале испанская экономика официально вышла из состояния рецессии. Но восстановление экономики протекает вяло. Ее рост составил 0,1%, число безработных сократилось на 72 тысячи. Между тем общее число безработных в Испании составляет 5,9 млн человек (26% населения) — стране принадлежит по этому показателю первое место в Западной Европе. Особенно страдает от безработицы молодежь в возрасте до 25 лет (53% людей этой категории не имеют работы). С 2013 года продолжается вынужденный массовый отъезд из страны сотен тысяч людей, прежде всего молодежи с университетскими дипломами — феномен, которого никогда не было в постфранкистский период. Не менее красноречив показатель государственной задолженности — в первые семь месяцев 2013 года она достигла рекордной отметки в 947 184 млрд долларов. Это 92,6% от объема ВВП Испании.

Нынешний кризис в Испании носит системный характер. Он затрагивает все сферы жизни общества: и политическую — в не меньшей степени, чем социально-экономическую. В минувшем году в обществе шло бурное обсуждение проблем и поисков путей преодоления политического и институционального кризиса. Авторы многочисленных публикаций резко критиковали, в числе прочего, олигархизацию партий и отсутствие внутрипартийной демократии; недостаточную эффективность работы судебной власти и ее зависимость от исполнительной; недостатки политико-территориальной организации Государства автономий, в частности, плохо структурированное участие автономий в проведении государственной политики.

Широкая общественность требует коренного обновления политики, необходимого для того, чтобы дать стране отсутствующую сейчас национальную идею, проект будущего. Ядро этого обновления многие видят в коренном реформировании или принятии нового Закона о партиях, создающего условия для развития внутрипартийной демократии, приближения политики к рядовым гражданам, противодействия широкомасштабной коррупции. Испанская социалистическая рабочая партия и ряд других партий выступают с предложением включить в устав всех партийных объединений положения о необходимости проведения выборов своих руководителей на низовом уровне, в организациях на местах. Реализация этого требования позволила бы партийным низам контролировать избранных руководителей и вместе с тем обеспечила бы конкуренцию между претендентами на руководящие посты. Позиция НП иная. Консерваторы, не изменяя традиции, считают, что партийные руководители должны избираться на партийных съездах.

Испанское общество обладает большими ресурсами гражданственности, о чем свидетельствует сопротивление политике жесткой экономии. В минувшем году не прекращались многочисленные демонстрации протеста, в которых участвовали врачи, преподаватели, студенты, пенсионеры. Нередко протестные настроения принимают форму антиполитики, проявляясь в переходе людей, разочарованных в деятельности современных испанских партий, к иным способам политического самовыражения. Еще в 2011 году в Испании зародилась оригинальная форма социального протеста — так называемое движение возмущенных, когда на улицы и площади многих городов вышли десятки тысяч людей, которые разбили палаточные лагеря и требовали глубоких экономических и политических перемен. Это движение самоорганизуется снизу, посредством социальных сетей. В 2013 году возмущенные неоднократно выходили на улицы, выступая в поддержку той или иной категории задетых кризисом граждан.

В уходящем году продолжал обостряться каталонский конфликт. В январе парламент Каталонии, в котором большинство мест принадлежит сторонникам ее отделения от Испании, принял резолюцию, провозглашающую «политический и юридический суверенитет каталонского народа». Декларация, противоречащая конституции Испании (согласно ей «национальный суверенитет принадлежит испанскому народу» и никому иному), не имеет юридической силы. Однако она еще больше усилила конфронтацию между Барселоной и Мадридом. Показательно, что в 2013 году каталонское телевидение впервые не показало рождественское обращение к населению страны короля Хуана Карлоса I.

На ноябрь 2014 года намечен референдум по вопросу о самоопределении региона. Однако, согласно конституции, автономии не могут проводить референдум без разрешения центра. Таким образом, действующие правовые нормы превращают конфликт между Барселоной и Мадридом в неразрешимый — в отличие, например, от Шотландии, где подобный референдум будет проведен с согласия Лондона. Можно согласиться со мнением некоторых испанских правоведов, что констатация в конституции страны права автономий на проведение референдума по вопросу об отделении лишила бы сепаратистов важного пропагандистского аргумента — возможности обвинять центр в зажиме демократических свобод и представлять его «тюремщиком народов».

В 2013 году, когда ныне действующей конституции исполнилось 35 лет, в Испании особенно много говорили о необходимости ее реформировать. Конституция 1978 года была принята в условиях перехода от франкистской диктатуры к представительной демократии. В сложной ситуации законодатели старались быть осторожными в формулировках. Отсюда неопределенность и двусмысленность ряда положений конституции. По словам известного политического деятеля Испании Альфонсо Герры, конституция создавалась «для всех, однако полностью не удовлетворяет никого».

В условиях глубоких изменений, которые произошли в испанском государстве и обществе за последние годы, многие статьи конституции требуют пересмотра. Это обстоятельство отчетливо осознается не только в мире политиков, но и в толще населения. Если в 2008 году за глубокую реформу основного закона высказывались 29% испанцев, то в 2013 — уже 53%, т.е. почти вдвое больше. Еще 42% опрошенных испанцев считают необходимым внести в конституцию частичные поправки. Безусловно, на эволюцию общественного мнения повлиял институциональный кризис, связанный с экономическим.

Следует отметить, что если реформирование одних положений конституции принимается абсолютным большинством, то за требованием пересмотра других стоит порой диаметрально противоположная мотивация. Например, 45% респондентов полагают, что государству следует идти по пути усиления централизации, т.е. центр должен возвратить себе полномочия, предоставленные автономным сообществам. Напротив, 35% (в том числе 64% каталонцев) полагают, что процесс децентрализации должен продолжаться. Правящая Народная партия отказывается обсуждать вопрос о реформировании конституции, аргументируя свою позицию как тем, что в обществе отсутствует необходимый для этого консенсус, так и необходимостью первоочередного решения экономических проблем. По имеющимся оценкам, если бы парламентские выборы состоялись сегодня, Народная партия потеряла бы примерно 40 депутатских мест в парламенте и абсолютное большинство, которое позволяет ей править, ни на кого не оглядываясь. Главные причины отступления — непопулярная политика жесткой экономии, сочетающаяся с закрытым от общественности стилем руководства. Социалисты, переживающие ныне тяжелый кризис, — во многом из-за отсутствия близкого и понятного электорату общественного проекта — несколько улучшили бы свои позиции, при этом оставшись на втором месте. Далеко отставшие от ведущих партий по результатам последних выборов Объединенная левая партия и Союз за прогресс и демократию увеличили бы свое представительство примерно вдвое. При новом партийном раскладе в испанской политике неизбежно принципиальное изменение — переход НП от единоличного правления к политике компромиссов и пактов с другими политическим силами. В политическую жизнь страны вернется так необходимый ей диалог.

Сергей Хенкин Источник: mgimo.ru

Лучшие детективы для детей Качественное продвижение в LinkedIn Где купить качественные торцевые фрезы Эффективные мотокосы от проверенных производителей Купить кресло-мяч

Лента новостей