25.01.2014 14:20

Правительство запускает новую реформу военной службы

Правительство запускает новую реформу военной службы

Комиссия правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности недавно одобрила подготовленный Министерством обороны законопроект, предусматривающий предоставление гражданам права выбора при прохождении военной службы: один год срочной службы по призыву или два года по контракту.

Разговоры о переводе армии на контрактную основу идут с начала 90-х годов. Официально отменить призыв к 2000 году когда-то пообещал президент России Борис Ельцин. Новый глава государства от перспектив перехода на контрактную армию отказываться не стал, но и от конкретных обещаний воздержался. Дескать, "контрактная служба должна стать основной составляющей в будущем", но сначала надо всё очень хорошо просчитать. "Вообще это задача номер один", – подчеркнул Путин летом 2002 года.

Спустя 10 лет о контрактной армии Путин говорил уже более уверенно. "Мы, конечно, будем сохранять в значительной части армию по призыву пока, но постепенно, особенно для высокотехнологичных видов вооруженных сил, таких, как авиация, ПВО, ВМФ, нужно переходить постепенно на контрактную основу. Это дорогая армия, но нужны хорошие специалисты, в том числе подготовленные в военных и гражданских вузах", – заявил Путин в начале 2012 года во время встречи в Санкт-Петербурге с ветеранами Великой Отечественной войны. А в мае того же года, уже в ранге вновь избранного президента страны Путин в Указе № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" предложил российскому правительству обеспечить в течение последующих пяти лет увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тысяч человек ежегодно.

Следствием этого Указа и стал соответствующий законопроект из недр Министерства обороны, поступивший на рассмотрение правительства в конце прошлого года. Как отмечается в пояснительной записке к документу, его реализация "повлечет повышение уровня социальной защищенности военнослужащих". В частности, имеется в виду, что для служащих по контракту снижается на один год срок, необходимый для предоставления целевых жилищных займов в рамках

накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Впрочем, со стороны рядового населения страны также повеяло оптимизмом. "Упор законопроекта делается именно на право выбора любого молодого человека. Теперь, если законопроект будет принят, появятся различные варианты прохождения службы, что, в свою очередь, должно уменьшить количество "косящих" армию", – прокомментировал законопроект один из блогеров.

Это, кстати, не единственная возможность для молодых людей сделать осознанный выбор. Вполне вероятно, что обретет свою законодательную форму и эксперимент по "службе с рассрочку", когда студенты военных кафедр вузов будут прикомандировываться к своей воинской части на несколько месяцев в период всего процесса обучения в гражданском учебном заведении. Но пока такая инициатива существует в качестве эксперимента, да и рассчитана она, исходя из общей тенденции сокращения военных кафедр в вузах, далеко не на всех.

Что же касается контрактной армии, то здесь всё не так просто.

Во-первых, российские военные не планируют в ближайшей перспективе отказываться от срочного призыва. "Я хотел бы заметить, что в России никогда не ставилась цель сделать всю армию контрактной. В России во все времена военная служба считалась делом чести и почетной обязанностью каждого гражданина. Мы не считаем необходимым отходить от данного принципа", – заявил в декабре прошлого года начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов, добавив, что смешанный способ комплектования армии позволяет готовить мобилизационный резерв.

О том же самом чуть раньше заявил и министр обороны Сергей Шойгу. Правда, привёл другие аргументы. "У нас очень большая страна. Для того, чтобы иметь исключительно профессиональную армию, мы имеем очень большую территорию. В случае угрозы мы должны иметь возможность мобилизоваться. А для того, чтобы мобилизоваться, мы должны иметь мобилизационный ресурс. Для этого есть решение по созданию четырех резервных армий, и к 2020 году мы уйдем от боевого применения в боевых действиях призывников", – сказал министр.

В нашей армии службу по контракту проходят 205 тысяч человек. Согласно поручению президента Путина, к 2017 году их число должно составить 425 тысяч человек. Но, несмотря на бравые заверения военных о перевыполнении текущего плана призывников по контракту на 106 % (по данным на 1 ноября 2013 года), такого рода законопроекты заставляют скорее усомниться в перспективах увеличения контрактников.

По крайней мере, если потенциальных контрактников заманивают сокращённым сроком службы, значит желающих не так много, как кому-то кажется. Хотя сами военные считают, что для призывников и так создано уже слишком много поблажек, а положение у солдата-контрактника не хуже, чем у офисного менеджера. Например, по словам начальника Главного управления кадров военного ведомства генерал-полковника Виктора Горемыкина, для военнослужащих-контрактников рабочий день будет начинаться в 9 утра и завершаться в 18 часов. "Конечно, командиры воинских частей и соединений имеют право корректировать рабочий день с учетом элементов боевой подготовки. В этом случае военнослужащим будут предоставляться дополнительные дни отдыха", – добавил он.

Но в такие блага почему-то мало кто верит. Тем более, что для новобранцев-контрактников условия службы в армии первые полгода-год вряд ли будут чем-то отличаться от условий их коллег-срочников.

Конечно, нельзя забывать про зарплату, но этот фактор далеко не столь однозначный и определяющий. По официальным данным,

контрактники-рядовые с выслугой 1 год в 2013 г. в зависимости от условий и места прохождения службы получали на руки порядка 10-12 тысяч рублей ежемесячно. Сумма, безусловно, не та, на которую можно жить более-менее достойно. Хотя, учитывая социально-экономические реалии, для определённых категорий населения армейские перспективы могли стать шансом хоть как-то стартовать в жизни.

Но при этом надо понимать, что контрактную службу в армии будут выбирать отнюдь не Ломоносовы. А потому вопрос профессиональной подготовки таких контрактников остается открытым. К тому же, вряд ли большинство из них будут рассматривать службу в армии, как свою судьбу, и по истечении контракта постараются вернуться к гражданской жизни.

Отдельной дискуссии требует и вопрос о финансировании контрактной системы. Да, очевидно, что контрактникам-профессионалам надо платить больше. И эти деньги, судя по всему, в бюджете есть. У нас одновременно идёт как сокращение численности вооружённых сил, так и увеличение расходов на армию. Последнее, впрочем, идёт рука об руку с коррупционными скандалами. Что, по всей видимости, и объясняет появляющиеся впоследствии разговоры о дороговизне контрактников.

Кроме того, параллельным курсом идёт законодательный процесс относительно судьбы срочников. В частности, вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 170, с одной стороны, однозначно признаёт уклонистами тех, кто не прошел военную службу по призыву без законных на то оснований, и запрещает этой категории лиц занимать должности государственной или муниципальной службы. С другой стороны, всё тот же закон предоставляет выпускникам аккредитованных вузов, прошедшим службу по призыву, преимущественное право (при прочих равных условиях) на обучение по специальностям в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профпрограммам. В частности, они могут пройти обучение за рубежом, осуществляемое в рамках программ и проектов, финансируемых за счёт федерального бюджета.

Так что получение военного билета станет для студентов не только вопросом престижа, но и необходимым условием карьеры государственного чиновника. Что, впрочем, не исключает возможности коррупционных схем на данном конкретном направлении. Например, торговле военными билетами для будущих чиновников или грантополучателей.

Но при всём при этом нельзя не отметить, что тенденции отношения государства к реформированию армии носят положительный характер. Вооружённые силы – слишком сложный механизм, чтобы изменить его одномоментно. То, что начали с положения призывников, вполне логично. Это касается и рассматриваемого законопроекта, и ряда других инициатив. В частности, появление военной полиции будет эффективным инструментом профилактики преступлений в армии, в том числе случаев неуставных отношениях.

И, быть может, уже это заставит молодых людей по-новому взглянуть на свою гражданскую обязанность службы в вооружённых силах – без страха за своё здоровье и потерянный год жизни.

Игорь КУЛАГИН Источник: novopol.ru

Системы Умный дом европейского типа на ksimex-electro.com.ua Покупка различных контрольно-измерительных приборов Аренда жилья на острове Самуи Перевозка крупных грузов из Китая в Украину Полный справочник о заведениях и компаниях Новосибрска

Лента новостей