Грузия: между национализмом и религией

Грузия: между национализмом и религией

Инцидент у армянской церкви в Тбилиси: религиозный национализм или быт?

Драка у армянской церкви св. Эчмиадзин в Тбилиси, которую Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), Первопрестольный Святой Эчмиадзин и ряд армянских организаций квалифицировали как «нападение на религиозной и этнической почве», может вызвать новую волну напряжения между Грузинской Православной Церковью (ГПЦ) и ААЦ с одной стороны, и их прихожанами с другой. Обвинение ААЦ в адрес нападавших лиц достаточно серьёзные – нападение, мотивированное ненавистью на религиозной и этнической почве. Вопрос затрагивает весьма щепетильную для Грузии тему религии, и по этой причине носит в себе серьезный эмоциональный заряд.

Что же случилось?

Свою версию произошедшего Грузинская епархия ААЦ изложила в распространённом заявлении, где говорится о том, что конфликт у армянской церкви в Тбилиси, расположенной в старинном армянском квартале Авлабари, начался на бытовой почве, но затем перешел в религиозную и этническую плоскость. «19 июля было совершено спланированное нападение на армянскую церковь в Тбилиси, мотивированное ненавистью на этнической и религиозной почве. Согласно информации, в полдень некая женщина не смогла выехать с прилегающей ко двору церкви территории, после чего ей свою помощь предложили священнослужители», – говорится в сообщении.

Согласно версии ААЦ, где подробно описывается инцидент, грузинка отказалась от помощи и позвонила своим знакомым. «Последние подъехали и помогли женщине, при этом ругаясь матом в адрес армянского священнослужителя и самой церкви. Служители церкви попытались разрядить ситуацию, однако безуспешно. Одного из служителей церкви ударили, после чего завязалась драка. Спустя некоторое время стороны разошлись. Вечером того же дня те же лица с еще полусотней человек напали во дворе церкви на священника, главу отдела по правовым вопросам и сотрудничеству епархии и ответственного за хозяйственные вопросы, жестоко избив их. Им и сотрудникам церкви были нанесены различные телесные повреждения. Нападавшие также забрали крест одного из священнослужителей. Все происходящее было снято на камеру», – говорится в сообщении.

В настоящее время возбуждено уголовное дело, ведется следствие. В МВД Грузии сообщали, что расследование по инциденту возле церкви в Тбилиси ведется, но дело возбуждено по статье «избиение». Правда, полиция допускает возможность переквалификации дела при выявлении доказательств версии ААЦ. Пока же полиция отмечает, что причиной драки стало не этническое или религиозное противостояние, а «парковка машины».

Нападение или бытовая «разборка»

Сообщение армянской церкви об инциденте, мотивированном «ненавистью на религиозной на национальной почве», не вызывало бы никаких сомнений, несмотря на то, что оно не сильно коррелирует с презумпцией невиновности, если бы не заявления отдельных активных представителей армянской общины Тбилиси.

Руководитель информационного центра организации «Община армян Грузии», активист армянской общины Александр Оганян подтверждает факт драки возле церкви, вместе с этим исключая религиозную или этническую мотивацию инцидента. Оганян делает такой вывод после общения с непосредственными участниками конфликта с обеих сторон.

«После общения с непосредственными участниками инцидента с обеих сторон могу сказать, что драка имела место. Но она имела под собой сугубо бытовую почву – женщина хотела парковать автомобиль возле церкви. В результате случился конфликт со священником, который был не в рясе. К женщине подъехали мужчины армянского происхождения, после чего завязалась драка. То есть с обеих сторон были армяне. После драки указанные мужчины вернулись на место инцидента со своими друзьями, среди которых были как грузины, так и армяне. И снова началась драка. Непосредственные участники инцидента со второй стороны сообщают, что во время драки ругательств на национальной почве не прозвучало. По их словам, как могли прозвучать подобные слова, если сами они являются армянами», – сообщил в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» Александр Оганян.

Лидер гражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян также считает, что конфликт случился на бытовой почве, и его никак нельзя квалифицировать как преступление на национальной или религиозной почве.

В связи с этим возникает вопрос: если в конфликте с обеих сторон участвовали армяне, тогда зачем епархия ААЦ столь подробно сообщает о случившемся и, более того, характеризует инцидент, как преступление, «мотивированное ненавистью на этнической и религиозной почве». Таким вопросом задается и наш собеседник Александр Оганян.

«Возникает вопрос, почему тогда делается попытка перенести случившийся на бытовой почве конфликт в религиозную или этническую плоскость. Это неприемлемо, тем более что у армян Грузии есть реальные проблемы, в решении которых епархия не проявляет ту активность, которую она проявила сейчас. Неприемлемо подобными сообщениями способствовать разжиганию межнациональных конфликтных взаимоотношений»,- подчеркнул Оганян, между тем сообщив, что представители организации “Община армян Грузии” после встречи с обеими сторонами конфликта настоятельно порекомендовали епархии в официальном заявлении воздержаться от таких формулировок, как «конфликт на национальной или религиозной почве», чего не было сделано.

Виноваты некоторые грузинские организации и священники

Между тем епархия ААЦ Грузии пошла дальше в своих выводах и квалифицировала инцидент, «в определенной степени как результат ненависти в отношении армян, тиражируемой некоторыми средствами массовой информации, а также рядом представителей Грузинской православной церкви».

Почти в том же духе осудил нападение на армянскую церковь в Тбилиси Первопрестольный Святой Эчмиадзин. «Первопрестольный Эчмиадзин глубоко обеспокоен по нападению на армянскую церковь в Тбилиси и осуждает данный инцидент, сеющий национальную рознь и религиозную нетерпимость. Указанные провокационные посягательства являются плачевным последствием распространяемых некоторыми организациями, отдельными личностями и грузинскими священниками антиармянских настроений», – говорится в заявлении.

Между тем ААЦ ожидает, что грузинские власти привлекут к ответственности всех напавших на церковь лиц и обеспечат безопасность армянской общины и церкви в Грузии. Основываясь на сообщении армянской церкви, инцидент в Армении и Грузии осудили депутаты и политические активисты.

Национализм, подпитанный религиозностью

Вообще, одной из особенностей постсоветской Грузии является все более выраженная религиозность населения и фактическое участие православной церкви в политике. Церковь в этом плане является самой мощной «политической силой» в стране, а рейтингу патриарха Ильи II, который находится на своем посту более 33 лет, позавидовали бы даже самые влиятельные грузинские политики. Вокруг ГПЦ сконцентрирована самая радикальная и националистически настроенная часть общества.

Среди «политических сил» ГПЦ является исключением также в том плане, что только ей в Грузии «позволено» выступать с антизападной риторикой. Другие политические силы не могут себе позволить такую «роскошь». В этом плане раздувание религиозной или этнической окраски драки у армянской церкви в Тбилиси может лишь усилить напряжение в межэтнических и межрелигиозных отношениях. Это существенно осложнит также задачу властей и правоохранительных органов Грузии в расследовании инцидента и привлечении к ответственности виновных.

Эксперт Центра стратегических исследований (Тбилиси) Георгий Гвимрадзе полагает, что радикальная часть ГПЦ может косвенно быть причастной к инциденту. «То, что в Грузии есть радикальные организации и радикальная часть православной церкви – не новизна. Но исходя из презумпции невиновности, пока не могу с уверенностью сказать ничего об их прямой причастности к происшествию. Но, наверное, косвенное причастие есть, если все-таки говорить о дискриминационном характере действий (заявлений) у армянской церкви. Если это будет доказано, то можно сказать, что к ней причастна не только эта часть общества, но и те, которые постоянно говорят о правах человека, в том числе и международные организации. Проблема же в том, что мы питаемся научить те или иные меньшинства, как себя "защищать", тем самым не обучая других, почему и как не нарушать права иных религиозных меньшинств. Вот и итог», – заявил в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» Гвимрадзе.

По словам эксперта, межрелигиозные отношения в Грузии не напряжены, просто «радикалы кричат громче всех».

«Не думаю, что межрелигиозные отношения в Грузии напряжены. Наоборот, ситуация сейчас более спокойная, чем в прошлом. Понимаете, просто радикалов всегда виднее, чем других. Да, грузины остаются традиционным обществом, и есть в этом обществе национализм, подпитанный религиозностью, но ее становится все меньше и незначительнее. Конечно, это не значит, что проблем тут нет. Они есть и их много, над этим можно и нужно усердно работать. Кроме того, не надо исключать также наличие провокационных действий отдельных заинтересованных акторов, может не в этом конкретном случае, но в дальнейшем», – заключил эксперт Центра стратегических исследований.

Аршалуйс Мгдесян Источник: kavpolit.com

Пластик в повседневной жизни: удобство и практичность изделий Комфортный транспорт с гарантией Удовольствие без границ на Онлайн Вулкан Стоит ли использовать профнастил? Официальный сайт казино Вулкан

Лента новостей