20.10.2014 16:15

Падение цен на нефть может привести Венесуэлу к дефолту

Падение цен на нефть может привести Венесуэлу к дефолту

Сбылась мечта покойного президента Чавеса - Венесуэла на минувшей неделе стала временным членом Совета безопасности ООН на два года. Однако особой радости в стране это известие не вызвало. Все дело в тяжелом экономическом положении Венесуэлы, которое усугубляется продолжающимся снижением цен на нефть. Несмотря на оптимизм правительства, в светлое будущее страны не верит и рынок.

В эти выходные стоимость кредитно-дефолтных свопов (то есть своеобразной страховки от дефолта по долгам) Венесуэлы взлетел до рекордной отметки - 1857 пунктов. В конце минувшей недели ставки по 10-летним гособлигациям поднялись до 18%, наивысшего уровня за последние пять лет и самого высокого среди крупных международных должников, включая Украину и Аргентину. Таким образом, облигации страны стали самыми рискованными в мире. Рынок явно готовится к финансовому краху Венесуэлы.

От падения цен на нефть страдают, конечно, все нефтедобывающие страны, но Венесуэла входит в число наиболее уязвимых. Нефть дает 96% всех экспортных поступлений в казну этого латиноамериканского государства, притом что себестоимость ее добычи значительно выше, чем на Ближнем Востоке. Поэтому падение цен на нефть, которая в пятницу опускалась до отметки 77,65 доллара за баррель, самой низкой с конца 2010 года, вызывает в Венесуэле и за ее пределами сильную тревогу. За месяц с небольшим цена венесуэльской нефти упала почти на 15 долларов за баррель.

В результате падения цен на нефть резко снизились валютные резервы страны. В октябре, по заявлениям венесуэльского Центробанка, они упали ниже отметки 20 млрд. долларов. Это, конечно, очень мало для нефтедобывающей державы с самыми большими запасами «черного золота», да и вообще для такой крупной страны, как Венесуэла.

Между тем добыча нефти здесь неуклонно снижается. При Чавесе Венесуэла добывала 3,5 млн. баррелей в день, а сейчас - 2,6 млн. Беды усугубляются и тем, что из этого объема столь нужную для страны валюту дают меньше половины - лишь 1,2 млн. баррелей в сутки. Венесуэла поставляет очень много нефти Кубе и другим странам Карибского бассейна по низким ценам и по бартеру и не получает за них твердую валюту. Кроме того, Каракас отправляет тысячи баррелей нефти Китаю в счет выплаты процентов по многомиллиардным кредитам. Еще 800 тыс. баррелей нефти остается на внутреннем рынке. Они стоят очень дешево и тоже не приносят никаких денег казне.

Правительство Николаса Мадуро оказалось перед нелегким выбором: сокращать расходы или сокращать импорт, который составляет 75% всех товаров и изделий в стране. Какое из двух зол меньше, сказать трудно.

Не исключено, что властям придется повышать цены на дешевый бензин и другие виды топлива. Это наверняка еще больше увеличит и без того рекордную инфляцию, которая сейчас превышает 60% и может привести к социальному взрыву. Возможно, правительству страны придется снова пойти на девальвацию боливара. Но это тоже очень опасный шаг, потому что автоматически вырастут цены на импортные товары.

В отличие от пессимистически настроенных венесуэльских рыночных брокеров, президент Мадуро полон оптимизма. В середине прошлой недели он провел в Каракасе пресс-конференцию, которую посвятил не ценам на нефть, а очередному заговору противников стоящих у власти социалистов. Когда же журналисты все-таки заставили его перейти к нефтяной теме, Мадуро заявил, что все прекрасно и что, добравшись до дна, цены на «черное золото» так же стремительно поднимутся вверх. Он подчеркнул, что правительство не собирается сворачивать многочисленные социальные программы, которые очень дорого обходятся казне, но соответствуют курсу строительства социализма с венесуэльской спецификой - тому самому, коим велел следовать Уго Чавес.

Сергей Лавинов Источник: newizv.ru

Оформление расчетного счета за 5 минут Создание, дизайн, разработка и продвижение сайтов визиток Элитный корм для ваших питомцев Покупайте флешки в магазине Anklav Экскурсии из Сочи в Пицунду

Лента новостей